Присадки в топливо (бензин) — виды и их действие

15.09.2018

Присадки в топливо. Лить или не лить?Присадки в топливо – известная тема дискуссий автомобилистов. Однако далеко не все представляют суть вопроса. Рассмотрим более подробно - что же такое "присадки в топливо", зачем они нужны и стоит ли их применять?

Начнем с общего определения.

Присадки - это препараты, улучшающие эксплуатационные качества топлива, масел, других веществ, с одной стороны, с другой - это лечение и профилактика двигателя.

Присадки в топливо позволяют увеличить ресурс двигателя, сохранить его здоровье, повысить приемистость и мощность, снизить выхлопы CO и CH.

Нужно сказать: есть присадки, которые добавляются на нефтеперерабатывающих заводах при изготовлении бензина (топлива), улучшая его качество, и есть присадки для простого автолюбителя, который в индивидуальном порядке хочет произвести восстанавливающие или профилактические меры со своим автомобилем.

В этой статье мы не будем глубоко вдаваться в химические формулы, а рассмотрим основные виды присадок, их предназначение и историю их возникновения.

Извините, но без специальных терминов нам, пожалуй, не обойтись. Однако, попытаемся изложить материал как можно в более доступной форме. Итак, перенесемся почти на 100 лет назад.

 Присадки - исторический экскурс

Самая первая присадка к моторному топливу была изобретена и применена около 100 лет назад. Ею был экстралин (другое название – «М-метиланилин»). В 1919 году его начали добавлять в авиационный бензин для искусственного повышения октанового числа.

В 1929 году американской фирмой General Motors была изобретена и внедрена присадка тетраэтилсвинца, использовавшегося как антидетонационная присадка.

В 1937 году компанией Standart Oil была изобретена присадка Ионол, которая окончательно решила вопрос химической нестабильности бензина.

Значительный толчок к развитию исследований в области присадок дала Вторая мировая война. Германия активно работала над этим вопросом по банальной причине - танки вермахта в большинстве имели карбюраторные двигатели.

Отсутствие же качественной нефти в военный период влекло и крайне низкое качество бензина.

В 50-е годы прошлого века активно разрабатывались депрессорные присадки, позволявшие легко корректировать низкотемпературные свойства соляра (солярки).

Моющие присадки начали появляться и активно использоваться начиная с того же времени, а второе их поколение было изобретено в 70-х. годах. Последние разработки химической промышленности в этой сфере – промоторные и противоизносные присадки.

Работа над различными присадками активно продолжается, насыщая рынок все новой продукцией.

В промышленном масштабе российские производители радуют потребителя лишь антидетонационными и моющими присадками. Остальные типы и виды выпускаются лишь опытно-промышленными партиями и не имеет широкого распространения.

Типы присадок

Глобально присадки делятся на два типа:

  1. необходимые для производства топлив (промоторы воспламенения, антидетонаторы, антиоксиданты, депрессоры);
  2. местные улучшители потребительских свойств топлива (моющие, антидымные и прочие).

Первые закупаются нефтеперерабатывающими заводами и предприятиями, занимающимися изготовлением топлива в промышленных масштабах.

Вторые предназначены для использования конечными потребителями – автопредприятиями и автомобилистами.

В настоящее время насчитывается более 20 типов присадок, а количество их композиций – более трехсот.

Виды присадок:

  • депрессорные;
  • противоизносные;
  • восстанавливающие;
  • антидымные;
  • моющие;
  • антиокислительные;
  • диспергирующие;
  • ингибиторы коррозии;
  • промоутеры горения;
  • антитурбулентные.

Рассмотрим основные виды присадок, часто используемые простыми автолюбителями.

Антидетонационные присадки (октан-корректор, катализатор топлива)

Антидетонационные присадки применяются для повышения октанового числа бензина, его эксплуатационных и экологических характеристик.

Рассмотрим практическое применение антидетонационных присадок.

К примеру, если вы залили где-то некачественный бензин и двигатель начинает детонировать, то можно в качестве исключения использовать присадки этого типа. Еще они могут называться как октан-корректор, катализатор топлива, антидетонатор.

В их состав в большинстве случаев входит метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) или его производные.

Присадки на основе МТБЭ считаются самыми лучшими антидетонаторами. Добавка в объеме 10–14% увеличивает октановое число на 8–14 единиц.

Однако и они не лишены недостатков. Метил-трет-бутиловый спирт очень гигроскопичен и буквально засасывает в бензин воду из атмосферы.

О негативных последствиях нахождения воды в топливной системе говорить, полагаем, совершенно излишне.

Данную присадку целесообразно использовать лишь в сухом, жарком климате и совершенно недопустимо – при хранении автомобиля.

Чем же опасна детонация?

Определяющими эксплуатационно-качественными показателями бензина являются испаряемость, детонационная стойкость и нагарообразование.

Детонационная стойкость – способность бензина противостоять случайному воспламенению при сжатии. Измеряется в «октановых числах». Чем ниже это число, тем ниже порог возникновения детонации в двигателе.

Самопроизвольное воспламенение смеси в результате нагрева деталей цилиндро-поршневой группы и сжатия, как правило, сопровождается резким стуком в двигателе и рывками в работе.

Это вызвано тем, что воспламенение смеси происходит непредсказуемо и момент воспламенения не соответствует верхней мертвой точке поршня в цилиндре, как при нормальной работе двигателя.

В результате поршень получает прямой или обратный удар, не соответствующий вращательному моменту коленвала. Чаще это обратный вращению удар через шатун.

В результате этого детали кривошипно-шатунного механизма и клапанной системы подвергаются разрушительным воздействиям. Как следствие - возможное разрушение и даже заклинивание двигателя.

Вот чем опасна детонация. А антидетонационные присадки следует использовать только в исключительных случаях, когда других вариантов нет.

Совет! Заправляйтесь только на проверенных заправках!

Используйте только ту марку бензина, предназначенную для вашего автомобиля!

Покупая присадки, внимательно читайте инструкцию и советуйтесь с консультантом-продавцом!

Моющие присадки-очистители топливной системы

Моющие присадки-очистители - наиболее распространенные виды присадок. Необходимы для предотвращения отложения смол кислотной природы.

Ввиду своего химического состава, смолы не растворяются в бензинах и соляре, и имеют тенденцию задерживаться в двигателе, образуя нагар. Последствия этого явления известны – ухудшение отвода тепла, нарушение работы свечей зажигания, засорения карбюратора, коксование форсунок, блокирование поршневых колец…

Нужно сразу оговориться, что полностью избежать образования нагара невозможно – такова специфика работы каждого двигателя внутреннего сгорания. Однако свести к минимуму можно.

Присадки-очистители позволяют повысить растворимость смол в бензинах, таким образом, препятствуя их осаждения в баке, топливных магистралях, фильтрах и двигателе.

Кроме этого, такая смесь способствует растворению уже имеющихся отложений, а также преобразование воды в мелкодисперсное состояние, не мешающее воспламенению.

Рассмотрим основные из них:

  • комплексные (универсальные) очистители;
  • мягкие (деликатные);
  • направленного действия;
  • удалитель влаги.

Комплексные (концентрированные) очистители

Название этой группы присадок говорит само за себя. Они занимаются очисткой всей топливной системы начиная с бензобака и заканчивая удалением отложений и смол с форсунок, стенок камеры сгорания, клапанов, делая это безопасно и безболезненно для двигателя.

Однако такие присадки имеют и ограничения.

Первое – они рекомендованы для постоянного использования при каждой заправке и только для автомобилей с небольшим пробегом

Второе – их категорически запрещено применять на автомобилях с большим пробегом.

Если первое «пожелание» производителя вполне объяснимо и закономерно, на втором стоит остановиться подробнее.

Присадка, залитая, в видавшую виды топливную систему, начнет немедленную работу по ликвидации отложений.

Однако, если эти отложения велики (что обязательно бывает с автомобилями с солидным пробегом), они начинают «отваливаться кусками». В результате эта взвесь из воды, топлива и кусков смолы летит сначала в фильтр, а потом и в двигатель.

Последствия «кормежки» двигателя таким «пойлом» могут быть весьма плачевными, вплоть до капитального ремонта или замены дорогостоящих узлов.

Из комплексных очистителей хорошо зарекомендовали себя присадка в бензин LIQUI MOLY, очиститель инжекторов STP (ST-2075) и другие.

Мягкие (деликатные) очистители

Данная группа присадок затрагивает лишь мягкие - сметанообразные, губчатые, лаковые и иные легко разрушаемые отложения. Она не затрагивает нагары, смолистые и другие твердые химические наслоения.

Таким образом, деликатные очистители не имеют никаких ограничений и могут заливаться как в новые, так и старые автомобили, которые никогда не проходили процедуру чистки.

Нельзя не отметить, используя подобные очистители, не стоит рассчитывать на мгновенный результат – это будет долгий процесс, однако, полностью безопасный для автомобиля.

Обращаем ваше внимание!

Отличить комплексную присадку от деликатной не так просто и, возможно, лишь ознакомившись с подробным описанием химического воздействия присадки на те или иные углеводородные отложения.

Внимательно читайте аннотацию и консультируйтесь у продавца.

Из числа деликатных топливных присадок хорошо себя зарекомендовали: Очиститель топливной системы «78340US», присадка для чистки бензиновых систем впрыска LIQUI MOLY и другие.

Присадки направленного действия

Ни в баке, ни в трубопроводе присадки направленного действия не работают. Однако, когда топливо будет подходить к зоне высоких температур (как правило, при 70-80°C), активные компоненты активируются и начинают свою работу.

Как уже понятно, эти присадки в основе своей направлены на работу с цилиндро-поршневой группой (инжектора, камеры сгорания, клапанов).

Распространенные и эффективные присадки: наноочиститель инжекторов бензинового двигателя FN 1236 FENOM, очиститель инжекторов Ln 2109 LAVR.

Удалитель влаги (нейтрализатор воды)

Такие присадки предназначены для удаления воды (влаги) из бензобака и вывода ее через камеру сгорания. Не секрет, нахождение воды можно обнаружить в баке любого автомобиля. Вопрос только в количестве.

Попадает она с некачественным бензином. При заправке автомобиля в дождь или снег. Через конденсат, образуемый на стенках бака при перепаде температур.

Смешиваясь с топливом, присадка растворяет воду в бензине, далее эта смесь беспрепятственно проходит через фильтр и поступает в камеру сгорания.

В чем опасность этого явления:

  • нестабильность работы двигателя на холостых оборотах;
  • потеря тяги;
  • коррозия (ржавчина) стенок бака и всей топливной системы;
  • в зимний период, возможно, замерзание топливного фильтра и топливопроводов.

При небольшом количестве воды в бензобаке, можно и нужно воспользоваться таким видом присадок. В качестве примера можно привести "Нейтрализатор воды" Lavr.

Однако, если воды много - никакая присадка не поможет. Единственный выход - снять бак, промыть и просушить его.

Присадки к дизелю

Хотя среди частного автотранспорта бензиновых двигателей несоизмеримо больше, но встречаются и дизели.

Эффект, назначение и принцип работы дизельных присадок полностью аналогичны бензиновым, с поправкой лишь на специфику работы двигателей. Среди них: повышение цетанового числа, чистка форсунок, смазка, антизагустители и т. д.

Итак, лить или нет?

Отношение автовладельцев к использованию присадок двоякое. Одни считают это бессмысленным делом и пустой тратой денег, другие - успешно применяют и довольны результатом. Каждый решает для себя сам.

Все же, если вы решились использовать, позвольте дать несколько советов:

Покупайте присадки только известных производителей;

Внимательно изучите состав и инструкцию по применению;

Проконсультируйтесь со специалистами по автоделу;

Почитайте отзывы на профильных форумах.

P.S. Нужно сказать, что многие производители автомобилей (как BMW, TOYOTA, MERCEDES, AUDI, VOLKSWAGEN, SKODA и другие) выпускают свои фирменные составы присадок. На них и стоит обратить внимание в первую очередь.

А вы пользуетесь присадками? Поделитесь своим мнением с читателями блога в комментариях. Если "да", то какими именно, название фирм, какой результат.

Поделитесь статьей с друзьями в соц. сетях, нажав кнопочки ниже.

Читайте другие статьи блога по теме топливо:

"Как снизить расход топлива"

"Повышенный расход топлива"

"Биокатализатор топлива"

"Как сэкономить на топливе"

Посмотрите два видеоролика.

Первый от "Главной дороги"- результаты исследования специальной присадки Супротек.

Второй - обзор топливных присадок LAVR, FENOM, HI-GEAR.


Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля