Шкода история
Шкода, история всемирно известной автомобильной марка начинается еще в далеком позапрошлом веке. Исторически Шкода имеет сразу два истока.
Первый берет начало в 1869 году, когда молодой и талантливый инженер Эмиль Шкода покупает маленький механический завод в Пльзень. Его фамилия в последствии и становится торговой маркой предприятия, выросшего в крупнейший машиностроительный завод Австро-Венгерской империи.
Второе начало история Шкоды ведет с конца 1885 года, когда в небольшом городишке Млада Болеслав (Mlada Boleslav) на скромном машиностроительном заводе Laurin & Klement начинается выпуск велосипедов. Производство было весьма нехитрым – транспорт собирался главным образом из комплектующих, поставлявшихся из Англии.
Организовали бизнес механик Вацлав Лаурин и простой книготорговец Вацлав Клемент. Оба мужчины были фанатами велосипедов, и, выпустив свои машины, патриотично дали им имя Славия.
Велосипеды производились не только для внутреннего рынка, но и успешно экспортировались в страны Австро-Венгерской империи под брендом “Slavia” (Славянский). Липовые листки на логотипе отождествляли продукцию со славяно/цыганскими корнями. В дальнейшем бренд “Slavia” использовался и для мотоциклов компании.
Истории точно неизвестно, что послужило причиной изменения бренда, но примерно с 1900 года символ L&K полностью заменил бренд "Slavia".
История Шкода и ее логотипа
Над значением эмблемы L&K ломали головы многие автомобильные историки.
Сам Клемент был человеком живого ума, весьма эксцентричный и обладал хорошим чувством юмора. Кроме этого, он был прирожденным лидером и очень успешным бизнесменом-предпринимателем.
Видимо от этого и пришло ему в голову поместить эмблему внутри лаврового венка – символа императоров и победителей.
Весьма оригинальное и своеобразное решение, он гармонично и двусмысленно посвятил своему верному деловому партнеру, гениальному инженеру-механику Laurin’у. Ведь это вполне созвучно с«Laurel»и «laurus nobilis», что означает – лавровый лист. Так и появился красивый логотип L&K, который гордо красовался на автомобилях вплоть до 1925 года.
Именно в этом году компания Laurin & Klement вошла в состав крупнейшего предприятия "Шкода Пльзень". История марки L&K закончилась, появилась новая компания под названием Skoda.
С этого времени на автомобилях размещается только эмблема "индейца"
Очень интересна и загадочна история этого логотипа. Авторство «стрелы» приписывается коммерческому директору SKODA Магли (T. Maglie). Он был поражен колоритом одного из слуг богатого дома Шкода, привезенным из Америки индейцем. Именно индеец и вдохновил его на эмблему.
К 20-м годам прошлого века эмблема претерпела значительные изменения. Сначала это была голова индейца в национальном головном уборе, с застежкой и пятью «перьями». Позже настоящая голова индейца была графически стилизована, а ниже добавилась стрела (или копье в первом исполнении). Чуть позже «голова» и «стрела» слились в единое целое.
15 декабря 1923 года в патентном бюро по авторским правам города Пльзень официально регистрируются две версии торговой марки. На одной было изображение крылатой стрелы с пятью перьями и словом SKODA внутри ровного круга. Вторая имела изображение крылатой стрелы с тремя стилизованными перьями. В обоих вариантах острие стрелы направлено вправо.
Пятиперьевую версию использовали в течение 1924–1925 годов. После 1925 года трехперьевой логотип стал единственным и почти неизменным, сохранился и поныне. Историки отмечают, что автора дизайна логотипа SKODA установить достоверно так и не удалось, хотя понятно, что это был не новичок в графике. Согласно одной из легенд авторами теоретически могут быть именитые чешские скульпторы Отакар Кпаниэль (Otakar Кpaniel) и Отто Гутфрёнд (Otto Gutfreund).
Официальное разъяснение смысла эмблемы следующее:
- круг символизирует большое и безупречное производство, а также - земной шар и мир в целом;
- шестеренка, крыло или графический головной убор индейца по разным версиям символизируют прогресс, разнообразие моделей и успешные продажи по всей планете;
- стрела – инновационные методы в производстве, высокое качество продукции;
- меньший круг (или глаз) – меткость, точность в процессе производства, техническую грамотность, перспективность и дальновидность.
Авторские права на торговую марку были выкуплены «SKODA» 16 апреля 1991. Однако в 1993 году производитель из Млада Болеслав провел легкий ребрендинг и сменил цветовую гамму.
Фирменным сочетанием становится черно-зеленое, причем черный символизирует вековые традиции SKODA, ну а зеленый – неутомимое стремление к жизни и развитию.
При этом концерн подчеркивает, что зеленый цвет также отражает заботу об окружающей среде и экологическую безопасность продукции.
В честь столетнего юбилея на автомобиле SKODA Felicia почитатели марки увидели новый логотип. Это крылатая стрела в обрамлении лаврового венка и стилизованная цифра 100.
И наконец, в 2011 году появляется новый - стрела с крылом на матовом черном фоне,обрамленная хромированным кругом. На эмблеме уже нет надписи "Skoda".
Конечно,"на вкус и цвет товарища нет", но на мой взгляд, прежний логотип был намного интереснее.
Шкода история производства и развития
Вернемся к истокам Шкода история, к концу 19-го столетия.
Производственные дела компаньонов шли благополучно. Уже к 1899 году фирма «Laurin & Klement Co» начала выпуск первых мотоциклов. Конструкция оказалась удачной, и мотоциклы практически сразу начали участвовать в различных соревнованиях международного уровня, занимая призовые места. Прекрасный менеджмент и отличное качество транспорта были высоко отмечены в Богемском королевстве, и во всей Австро-Венгерской монархии.
В 1900-х годах, компания принимает смелое решение начать производство автомобилей. Уже в 1904 году фирменная эмблема появляется на новых трехколесных экипажах, а позже и на первом прообразе автомобиля, имевшем нехитрое название - Voituretta (Машинка). Нужно сказать, что до конца 1905 года заводом было выпущено лишь два экземпляра автомобиля.
Концерн прочно обосновывается на мировом рынке и легко занимает свою нишу.
Компания неустанно работает над инженерным совершенствованием и постепенно расширяется. Совсем скоро учредителями принимается решение о преобразовании товарищества в полноценное акционерное общество. И в 1907 году L&K становится таковым. Преобразование дало мощный толчок производству, и вскоре увидел свет новый автомобиль - Faeton.
В 1914 году компании оказывается государственное доверие – она становится производителем военного снаряжения и продукции военного назначения.
27 июня 1925 года компания L&K прекратила своё существование, влившись в компанию Шкода-Пльзень («Škoda Plzeň»), значительно преобразив последнюю. В результате объединения производств и кадров Европа получила великолепные автомобили, современное конвейерное производство и высочайшее качество.
Так в период между 1925 и 1929 годами производство автомобилей под брендом Skoda достигло 2985 штук.
Шильдик «Laurin & Klement» сохранился и до сих пор, им теперь обозначается «люксовая» отделка салона автомобилей.
Общемировая «Великая депрессия» 30-х, безусловно, замедлила темпы Škoda. Однако благодаря ей же появился популярный автомобиль «Popular», очень удачная модель для своего времени.
С нового, 1930 года, автозавод в Млада-Болеславе преобразуется в новую «Акционерную компанию автомобильной промышленности» (или «ASAP»). В концерн вошли: автозавод в М.Болеславе, отделение фирмы в Пльзене, механические мастерские ремонтного предприятия «Элка», и другие подразделения.
С середины 30-х годов Škoda активно участвует в разработке вооружений. Так, к концу 30-х годов был разработан, выпущен и успешно испытан легкий танк LT vz.35. Всего до 1939 года выпускается примерно триста танков.
Бронемашины принимали активное участие в боях Второй Мировой войны по всей Европе и в СССР. Последний из танков был уничтожен в ходе разгрома гитлеровских соединений под Москвой в 1941 году.
Во время войны Шкода вошла в военно-промышленный комплекс гитлеровской Германии и выпускала практически полностью одну лишь военную продукцию. Заводами выпускались грузовики, тягачи на гусеничном ходу. Также на базе разработки 1936 года Škoda Superb был налажен выпуск армейских внедорожников.
В 1945 году заводские и вспомогательные мощности были практически полностью уничтожены налетами авиации англо-американских союзников.
С приходом социалистического строя произошла частичная национализация. Деловые контакты с западными партнерами были прерваны. Вскоре завод был реструктурирован в народное предприятие «AZNP Škoda», а сама фирма стала единственным и монопольным на авторынке Чехословакии.
Благодаря хорошему заделу и тому, что в годы войны удалось сохранить большинство кадров, завод постепенно наращивает мощности. Выпускаются новые модели - Spartak, Tudor, Felicia и Octavia.
Тем не менее, как и во всем социалистическом мире, технологии начали быстро устаревать, и к 60-м годам уровень производства автомобилей стал стремительно падать, насыщая только внутренний рынок.
С 1970 года страна впадает в длительный застой производства и торговли, не миновал этой учести и автоконцерн. Вплоть до конца 80-х Шкода жила с переменным успехом, не балуя потребителей разнообразием. Впрочем, автомобили Шкода были безальтернативными и раскупались в любом случае. Это, конечно, приводило к неизбежной инженерной ленности и застою.
Реальный технологический прорыв наступил в 1987 году выпуском принципиально новой модели автомобиля - Favorit.
В 1989 году с изменением политического и экономического строя, Škoda была вынуждена искать сильного партнера.
В самом конце 1990 года таким партнёром стал немецкий концерн Volkswagen AG, с которым 16 апреля 1991 года был заключен договор о покупке 31 % доли в Škoda, a.a.s. Фольксваген выкупает свою долю за 620 млн марок. Так Škoda стала четвертым брендом немецкого концерна, к тому времени объединявшему марки Audi, Volkswagen, и SEAT.
В 1995 году VAG выкупил 70 % активов за 1,4 млрд марок и компания изменила название на «Škoda Auto, a.s.». Полный и окончательные контроль над брендом VAG получает в 2000 году, покупкой 30% за 12,3 млрд. крон.
С притоком капитала и новых кадров было проведено глобальное промышленное перевооружение, и вскоре начался выпуск автомобилей мирового уровня - Felicia. Octavia, Fabia и своеобразного флагмана марки - Škoda Superb. Также компания успешно дебютировала на рынке кроссоверов выпуском малогабаритного «паркетника» Skoda Yeti, построенного на платформе Volkswagen A5 («PQ35»).
Сейчас Шкода выпускает легковые автомобили, автобусы, грузовики, сельхозмашины. Плюс к этому развито производство авиационных двигателей и различного оборудования. Заводы Шкода расположены в Младе-Болеславе, городах Квасины и Врхлаби. Сборочные производства расположены по всему миру, в России это Калуга и Нижний Новгород.
Кроме производства, компания располагает собственным профессиональным училищем и даже университетом, что позволяет решать вопросы с кадрами.
Численность персонала Шкода Авто более 26 тыс. человек, общая выручка исчисляется миллиардами евро, а производство автомобилей давно перевалило за полмиллиона в год.
Сегодня Škoda Auto – это современные комфортабельные автомобили высочайшего качества, имеющие поклонников по всей планете.
Буду рад, если статья получилась интересной. Не забудьте поделиться с друзьями в соц. сетях. Оставьте комментарий.
Если Вы хотите получать первыми информацию о новых статьях блога прямо себе на почту, оформите подписку наверху страницы.
Спасибо.
Еще про автомобили под маркой Шкода: