Лада Эллада
Лада Эллада (Э 2121) -первый электромобиль в РФ запущенный АвтоВАЗом в серийное производство. Думаю, Вы обратили внимание на картинку.Так и хочется сказать: "Девушки -Ладушки". Извините, не удержался, уж очень они хороши с символикой "Лады" на их прекрасных спинках. Пусть же они подарят нам надежду на блистательную перспективу электромобиля Лада Эллада.
Будем считать,что это было небольшое лирическое отступление.
Небольшая партия из 5 автомобилей уже в начале 2013 года была отправлена в Ставропольский край для работы в такси. Как поведет себя Эллада в качестве испытуемого образца, какие возникнут сложности, постараемся по мере поступления информации знакомить Вас в последующих статьях. Всего по контракту планировалось отгрузить для Ставрополья 100 автомобилей. Пока что конкретных данных по поставкам у меня нет, поэтому не буду читателей вводить в заблуждение и пропущу этот момент.
Прежде чем приступить к техническим характеристикам электромобиля, проведем небольшую экскурсию в историю его создания.
Из истории создания Лады Эллада
Разработки электромобилей с разным успехом ведутся во многих автомобильных державах мира. Давно колесят по дорогам автомобили-гибриды,например, общеизвестные тойотовские "Prius".
Электромобили имеют ряд неоспоримых преимуществ перед газо-жидкотопливными:
- низкая стоимость «топлива» в виде электроэнергии,
- экологичность -отсутствие выбросов в атмосферу,
- улучшенная динамика. Электродвигатель «подхватывает» мгновенно, а максимальный крутящий момент доступен на любых оборотах,
- бесшумность автомобиля.
Разработки по созданию автомобилей на электрической тяге на АвтоВАЗе ведутся еще с далёкого 1974 года. Первым реально ездящим автомобилем стал «прототип Э11011» вышедший из ворот завода в декабре 1974 года. В следующем, 1975 году, появляется уже реальный электроход - ВАЗ 2801, изготовленный на серийной базе универсала ВАЗ 2102. «Модель 2801» могла проехать 100 км на одной подзарядке, имела никель-цинковую аккумуляторную батарею НЦ-125 (емкостью 125 А/ч, весом в 380 кг). Реальная максимальная скорость электромобиля достигала почти 90 км/ч. В период 1980-1981гг. было выпущено 47 опытных автомобилей.
Далее выпускались ВАЗ-1801 и ВАЗ-2802-01. Однако главным критическим вопросом всегда была масса автомобилей. Конечно же, из-за веса аккумуляторов. Этот вопрос решался сложно, но инженеры были настойчивы и полны энтузиазма. Так на свет появились ВАЗ-1111Э (на базе Оки), ВАЗ-2702, ВАЗ «Эльф», ВАЗ «Рапан», Лада Гольф 1002, 1004. Позже была выпущена Лада Рикша и, наконец, в 2002 году, свет увидел ВАЗ-10031 «Бронтокар».
Все без исключения разработки были работоспособны и успешно колесили по дорогам. Однако в серию, как это часто у нас бывает, не попал ни один автомобиль.
И вот, осенью 2012 года на автосалоне в Москве АвтоВАЗом представлен новый образец электромобиля Лада Эллада на базе Лада Калина.
Проект Lada Ellada, разрабатывающийся с широким привлечением иностранных фирм и специалистов, обошелся в 10 миллионов Евро. В производстве автомобиля, кроме АвтоВАЗа, принимают участие Китай и Швейцария (компании «MES» и «Brusa»).
Характеристики Эллады
Внешность Эллады – копия Лада Калина-универсал, так как автомобиль построен именно на этой базе. Внешних отличий вы не заметите, кроме, разве электрического разъема на месте классического лючка бензобака. В остальном понять что перед вами электромобиль можно разве что по наклейкам, да бесшумному ходу.
В салоне есть, пожалуй, только два отличия от бензинового собрата – амперметр на месте тахометра и джойстик на месте рычага КПП. Джойстик, кстати, имеет всего две позиции – движение вперед и назад.
Под капотом -трехфазный асинхронный электродвигатель переменного тока с жидкостным охлаждением. Вместо КПП – редуктор-вариатор, ну и классический батарейный блок. Последний состоит из 2-х литий-железо-фосфатных аккумуляторных батарей, общей массой в 240 кг.
Таким образом, электрическая начинка автомобиля увеличила его вес до 1215 кг, «приняв» на себя значительные 240 кг.
Вся электрическая двигательная часть автомобиля – импортная. По признанию самих заводчан – причина проста и печальна одновременно – на заводе просто отсутствуют инженерные кадры соответствующего профиля. А весь научно-технический потенциал и наработки советского (как и постсоветского) периода - утеряны.
При этом представители ВАЗа не раз подчеркивали, что к началу выхода в серию все комплектующие будут изготавливаться в России. Слово удалось сдержать лишь частично.
Энергетическая установка автомобиля имеет мощность 60 кВт, что составляет около 80 л.с.
Разгон электромобиля до «сотни» - 13 секунд, максимально заявленная скорость - 140 км/ч. Неплохой запас хода в 150 км, тем не менее, не позволяют говорить о полноценности Лады Эллады, как автомобиля на все случаи жизни (как, собственно, и должно быть!).
Ни о каком дальнем путешествии за пределами Центральной России и речи быть не может. Вряд ли ситуацию спасет и тормозная система с системой рекуперации энергии (заряд батареи во время торможения). С такой характеристикой электромобиль, увы, обречен ездить в пределах городской черты и ближнего пригорода, как в клетке. Поэтому перспективы путешествия на электромобилях на море (как и перспективы его продаж в Сибири и на Дальнем востоке) пока представляются весьма туманными. В Центральной же России автомобиль, конечно, смог бы занять свою нишу, если бы не стоимость. Впрочем, об этом позже!
Заправка автомобиля может осуществляться от бытовой сети 220В, с частотой 50 Гц. Она займет примерно 8 часов. По заявлению производителя - срок службы новых батарей будет в пределах 3000 циклов заряд-разряд. В километровом выражении это составит примерно 450 тыс. километров пробега, во временном – около 8 лет. Что ж, если это подтвердится практически – показатели достойные.
Электродвигатель, бортовая электроника и зарядное устройство разработаны швейцарскими фирмами «MES»и "Вrusa". Аккумуляторы -в Китае.
Технические характеристики:
- Масса составляет - 1250 кг.
- Число мест – 5.
- Разгон до 100 км/ч – 13 сек.
- Максимальная скорость - 140 км/ч.
- Тип батареи - литий-железо-фосфатные аккумуляторы.
- Энергоёмкость батареи - 23 кВт/час.
- Масса аккумуляторов -240 кг (2×120).
- Заявленный срок службы - 3000 циклов заряд/разряд.
- Энергоемкость батареи – 140 км пробега.
- Время заряда батареи – 8 часов/1,5 часа.
Способ заряда батареи – бытовая электросеть 220В/50Гц/ и станции экспресс-заряда.
Производитель АКБ - ООО «ЛИОТЕХ».
Цена:
Цена тестовых автомобилей Lada Ellada перевалила далеко за миллион рублей (пока ценник колеблется в районе 1250000 рублей), что, конечно, нереально дорого. Производители надеются на массовое производство, которое по прогнозам снизит цену до 700 тыс. рублей. Однако массовое производство невозможно без предварительных заказов, а спрос при цене в 1,2 миллиона рублей будет стремиться к нулю. Не получился ли это замкнутый круг?
Да и те же 700 тыс. (которых еще нужно достигнуть) – это цена отличных иномарок хорошего среднего класса, микроавтобусов и начального SUV-сегмента, где конкуренция просто дикая. Говорить при такой цене автомобиля об экономии на топливе просто не реально. Значит, покупатель должен быть идейный! А идейному покупателю ВАЗ предложить пока ничего не может. Был бы автомобиль хотя бы в кузове футуристического Lada XRAY,о котором мы подробно писали в этой статье, возможно дело и пошло бы. А покупать невзрачную Калину по цене представительского лимузина или крепкого кроссовера желающих, полагаем, будет очень мало.
Заключение
В качестве варианта рассматриваются дотации от государства по «Зеленой» программе. Уже имеется информация о том, что правительство будет спонсировать до 10% стоимости автомобиля. Однако и это благое дело разбивается о цену – при миллионном ценнике компенсация в 10 и даже 20% мало что решает. При этом первым покупателем нового автомобиля уже стал глава Ростехнологий, скромный миллиардер Сергей Чемезов.
Как вы, возможно, слышали - 100 автомобилей отправятся в Ставрополь в качестве такси. Этот шаг также представляется весьма спорным с точки зрения практической пользы и экономической выгоды. Даже в небольших городах автомобили такси «наматывают» в день значительно больше 150 километров.
Учитывая курортную местность, любопытство туристов, желающих не спеша осмотреть достопримечательности, просто большой наплыв людей, эти 150 км можно «накатать» за полдня. А потом?
8-часовой прикол у электрической розетки? Ведь станций электрозарядки, осуществляемой экспресс-методом за 1,5 часа, у нас пока единицы. Какому предпринимателю нужна такая техника, с таким огромным ценником и столь мизерным финансово-экономическим КПД?
Словом, эксперимент продолжается. Жизнеспособность и рыночная перспектива автомобиля будет, по нашему мнению, целиком зависеть от аккумулятора. Изобретут батарею с ресурсом в 1000 км. – машины станут разлетаться как жареные пирожки. Лишь бы ценник вновь не улетел в заоблачные дали.
А пока – увы. Лада Эллада только на любителя. Извините, на богатого любителя…
С другими новинками от АвтоВАЗа, Вы можете познакомиться почитав статьи блога:
Все мы понимаем,что электромобиль - это будущее автомобильной промышленности. На газе и нефти далеко не уедешь. Хотя мы и обладаем большими запасами этих ресурсов, а что делать с экологией?
Поделитесь своими мыслями по этому поводу в комментариях, статьей с друзьями в соц.сетях. Кнопочки ниже.
Наверняка в таксопарке будет станция (и не одна) экспресс-заряда батареи, но в крайнем случае, пока водитель обедает, можно демонтировать разряженной батарею и установить заряженную. Ни где ж не написано, что батарея должна заряжаться в самом авто, верно?! А так, на полочку поставили, в розетку воткнули и до утра "не кантовать".
Да, при этом ресурс батареи выработается в двое быстрей, но машина "заработает себе" на новый АКБ, как ни крути.
Меня волнует другое: Почему у машины масса, как у бензиновой?
Все ж понимают, что доп.масса - это потеря энергии!
Почему нельзя машину облегчить?
Может даже и кузов сделать из полимера, прозрачной стали, к примеру?