Коробка передач — механика, автомат, робот или вариатор – что лучше?

08.09.2014

В автомобилестроении многое меняется и модернизируется, появляются новые технологии. Но коробка передач до сих пор является одним из основных узлов транспортного средства.

Давайте разберемся в конструкции современных трансмиссий, рассмотрим популярные виды коробок передач, попробуем понять, какой из них отдать предпочтение в том или ином случае.

Механика

Коробка передачМеханическая коробка передач состоит из валов, шестеренок, синхронизаторов и муфт. Мотор и коробка связаны узлом сцепления. Чтобы их разъединить, достаточно выжать педаль сцепления. В этот момент и включаем нужную передачу.

Грамотный водитель при выборе передачи ориентируется на скорость движения авто, текущую дорожную обстановку. Это очень удобно для тех, кому по душе активная, маневренная езда: для резкого ускорения всегда можно включить пониженную передачу.

Но есть один существенный недостаток. Представьте себе, центр города, час пик, вы попали в очередную пробку, приходится постоянно дергать рычаг КПП.

Основные конструктивные преимущества механической КПП:

  • Компактность.
  • Высокий КПД.
  • Небольшой вес.
  • Надежность.
  • Простота эксплуатации и обслуживания.

ИНТЕРЕСНО: устройство автомобиля для шоссейных и раллийных гонок также предусматривает механику, но вместо рычага для переключения используют подрулевые лепестки, кнопки на руле, что позволяет существенно сократить длительность переключения.

Чтобы добиться плавности движения машины с механической трансмиссией, необходим опыт. К тому же у каждого авто свои особенности переключения, работы сцепления, к которым приходится привыкать.

Коробка передач автомат (стандартная гидромеханическая трансмиссия)

Рассмотрим классическую трехступенчатую АКПП, состоящую из гидротрансформатора и гидравлических приводов. Как и механика, она принимает и преобразует крутящий момент. Конструкция состоит из гидротрансформатора, планетарного редуктора и системы гидравлического управления.

Автоматическая коробка передач

Попробуем объяснить все на пальцах. Итак, представьте себе вентилятор и любую детскую игрушку с пропеллером. Поднесите эту игрушку к работающему вентилятору. Что вы видите? Правильно, пропеллер тоже начал крутиться. В АКПП винт приводится в движение не вентилятором, а мотором авто. Только и всего!

Второй винт соединен с валом, а он взаимодействует с основной конструкцией, состоящей из шестеренок, муфт и т. д. Винты помещены в герметично закрытый корпус со специальной жидкостью – это и есть гидротрансформатор.

Стандартная коробка передач автоматического типа позволяет обойтись без нажатия сцепления, что очень удобно, в особенности тем, кто часто ездит по улицам мегаполиса с насыщенным трафиком. Водитель в нужный момент нажимает педаль акселератора или тормоза. Среди недостатков гидромеханической АКПП стоит отметить ощутимое переключение, повышенный расход топлива.

У всех моделей трансмиссий есть свои слабые места, но автоматическая коробка передач на старом автомобиле может стать настоящей головной болью. Дело не только в слабых местах конструкции, но и в качестве обслуживания. Так, банальный недостаток масла приводит к преждевременному износу. Часто выходит из строя гидротрансформатор, перегорают фрикционы, соленоиды.

Приведем несколько примеров. Четырехступенчатая коробка автомат GM 4L60E, устанавливаемая на Tahoe, ломается при пробеге менее 60 тыс. км, а все из-за регулятора основного давления. А вот в трехступенчатом автомате А413, появившемся в 1978 году, заклинивают поршни центробежного регулятора давления. Ранее АКПП активно использовалась для модельного ряда автомобилей Крайслер.

СОВЕТ: избегайте покупки старых машин с АКПП, в крайнем случае предварительно проконсультируйтесь со специалистом.

Другие недостатки стандартных АКПП:

  • дорогое обслуживание и комплектующие;
  • во время заноса управлять автомобилем намного сложнее;
  • буксировать транспортное средство с автоматом запрещает или ограничивает сам завод-изготовитель;
  • машину нельзя заводить с «толкача».

При всем при этом, силовой агрегат (двигатель) при допустимых нагрузках работает нормально,а его механизмы изнашиваются медленнее.

Как правило, автоматические трансмиссии обожает прекрасная половина человечества.

Сегодня широко распространены восьмиступенчатые АКПП.

Коробка передач вариатор

Ну что ж, давайте снова вернемся к простому примеру. Вспомните горный велосипед – две звездочки разного диаметра и цепь. На заднем колесе звездочек побольше, ранее это считалось предметом необычайной гордости.

Как это работает? Переключаешь на звездочку с большим диаметром – ехать сразу же легче, только педали чаще крути да наслаждайся. А вот на ровной дороге задействуют звездочку с меньшим диаметром, усилия приходится прилагать большие, но зато скорость быстро набирается.

Коробка вариатор работает по схожей схеме, но вместо цепи используется ремень, а звездочки заменены шкивами. Функцию нескольких звездочек, как на заднем колесе велосипеда, выполняет один шкив с меняющимся диаметром.

Диаметр корректируется, руководствуясь командами электронного блока управления. Ременная передача – многозвенная цепь или соединенные металлические пластины. Преимущество очевидно: комфортная работа коробки вариатора устраняет рывки и толчки, свойственные АКПП.

Недостатки вариатора:

  • Дороговизна.
  • Пробуксовки приводят к серьезным поломкам.
  • Сложная работа с ПО мотора (нужно устранить типичный гул, возникающий при наборе скорости).
  • Без стандартного гидротрансформатора обойтись не удается, а это дополнительные затраты и усложнение механизма.

Роботизированная коробка передач

Принцип работы робота такой же, как и у механики. Только за смыкание и размыкание сцепления ответственны сервоприводы, именуемые актуаторами. Это может быть типичная конструкция, состоящая из электромотора, редуктора, исполнительного механизма.

Управление актуаторами осуществляется с помощью электронного блока. За выжим сцепления отвечает первый сервопривод, за перемещение синхронизаторов и включение нужной передачи – второй сервопривод.

В ручном режиме достаточно команды водителя – переключения рычага, – чтобы электроника задействовала нужные механизмы.

Когда включен автоматический режим, сигнал о смене передачи дает компьютер. Помимо скорости движения и оборотов мотора, он учитывает информацию, передаваемую важными системами ABS ( антиблокировочная система), ESP и другими.

В отдельных моделях коробка передач робот управляется подрулевыми лепестками. Если робот оснащен электрическим приводом, на переключение передач уходит до 0,5 с.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: за счет успешного сочетания робота и мотора автомобиль потребляет меньше топлива, чем в случае с механикой; типичный пример – 7-ступенчатый DSG, используемый для модельного ряда Фольксваген. Прототипом DSG является S-TRONIC, устанавливаемый на задне- и полноприводные авто.

Секвентарная коробка передач – второе название робота.

Основным недостатком ранее считались провалы и рывки, длительность переключения. Но инженеры решили эту проблему, использовав конструкцию с двойным сцеплением. Она позволяет избегать задержки в функционировании робота, когда одна передача включена, а другая выбирается. Благодаря небольшим размерам роботизированная коробка передач часто устанавливается на малолитражки.

Советы: какая коробка передач лучше?

Какая коробка передач лучше
Руководствуясь нашими советами, вы сможете определить, какая коробка передач вам подходит лучше.

И помните, что главное – её исправность. Поэтому перед покупкой авто проведите комплексную диагностику.

Эта статья не претендует на полный охват информации по характеристикам типов коробок передач. Цель ее - познакомить читателя с основными видами трансмиссии. Если с вашей стороны есть дополнения или Вы хотите поделиться своим опытом эксплуатации тем или иным видом,прошу оставить свои отзывы в комментариях.

Не забудьте поделиться статьей с друзьями в социальных сетях, кнопочки ниже.

И конечно же, обязательно посмотрите дополняющее статью видео от экспертов: "Виды коробок передач".


Метки записи:   ,
Комментарии к записи "Коробка передач — механика, автомат, робот или вариатор – что лучше?"
Перейти к форме комментирования
  1. У меня на Колеосе вариатор из строя выходил. "Официалы" захотели за новый порядка 350 тыс (!), это при том, что всю машину я покупал за 750 т.р. )) 2011 год. В итоге нашел б.у. коробку за 80 тыс (( Все равно очень дорого... Ремонтировать не стал. Т.к. толком гарантий нет, что она через месяц опять не встанет, а сервисы за это хотят от 40-50 тысяч. Так что я не большой фанат вариаторов теперь, как понимаете))

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля