Общение с ГИБДД

07.07.2016

Общение с ГИБДД

Общение с ГИБДД - как представителями власти, это не беседа с соседом или женой. Пожалуй, нет водителя, который бы никогда не сталкивался с сотрудниками ГИБДД.

Регистрация, «номера», проверки на дорогах. Общение с ГИБДД обусловлено определенными правилами и некоторыми ограничениями, о которых и пойдет речь в нашем материале.

Не секрет, что водитель, которого останавливает инспектор, не испытывает радостных эмоций. Это объяснимо – в лучшем случае, это потерянное время, в худшем – штрафные санкции, изъятие прав или даже автомобиля.

Тем не менее, нужно понимать, что сотрудник полиции находится на работе и исполняет свои обязанности.

Именно поэтому, общение с инспектором ГИБДД, человеком, наделенным  властными полномочиями, имеет достаточно серьезные ограничения в плане последствий за нарушение закона.

Забегая вперед, скажем, что очень хорошо иметь видеорегистратор в машине. Этот небольшой прибор во многом облегчит общение с ГИБДД.

Рассмотрим основные ситуации, ошибки и краткие рекомендации специалистов в вопросе: «Как общаться с инспектором ГИБДД?».

Общение с инспектором ГИБДД

1. Останавливаться или нет на взмах жезла?

Формально, без повода останавливать вас не имеют права. Для остановки транспортного средства должны быть веские причины, среди которых подозрения или предположения:

  • в нарушении ПДД;
  • что автомобиль в розыске;
  • что это автомобиль, на котором или с помощью которого совершено преступление;
  • что это автомобиль, водитель или пассажир которого могут быть причастны к преступлению или являться свидетелями такового;
  • что автомобиль причастен к ДТП.

Также остановка может свидетельствовать о перекрытии пути  (ДТП, беспорядки, праздничное шествие и т.д.), необходимости пропуска кортежа VIP-персон, о том, что ваш автомобиль нужен для преследования или перевозки раненого в лечебное учреждение.

Нередки в последние время разные спецоперации, такие как планы «Перехват, «Вулкан»» и т.д, при которых любой сотрудник полиции имеет право проверить вашу автомашину.

Как видите, полицейский в состоянии обосновать остановку автомобиля любым из данных пунктов, что делает его требование об остановке законным в любом случае.

Дискуссии по этому поводу могут закончиться в суде, с последующей неумолимой ответственностью за «неповиновение».

А кроме этого, не остановившись, вы можете спровоцировать полицейскую погоню, в том числе со стрельбой! Это, конечно, совершенно неразумно. Поэтому нужно останавливаться в любом случае.

2. Где общаться с инспектором ГИБДД?

Любой сотрудник обязан соблюсти определенную процедуру. Он должен приложить руку к головному убору, что свидетельствует о нахождении в данный момент при исполнении служебных обязанностей.

Далее он должен четко и разборчиво представиться: назвать должность, свое звание и фамилию. После этого, сотрудник полиции обязан назвать причину остановки транспортного средства.

По требованию водителя инспектор обязан предъявить водителю служебное удостоверение в развернутом виде - в том виде, при котором водитель может без труда различить всю указанную там информацию.

После этого водитель обязан передать инспектору все запрашиваемые документы для проверки.

По поводу того, выходить или не выходить из машины на время проверки или составления протокола, наша рекомендация – все же выходить.

И хотя такая обязанность прямо в законе не прописана, инспектор имеет право «поднять» вас с кресла, например, в следующих случаях:

  • для устранения поломки, неисправности, при нарушении правил перевозки багажа и грузов;
  • если есть основания заподозрить вас в нетрезвом состоянии;
  • при необходимости сверить номера агрегатов;
  • при необходимости досмотра груза;
  • при подозрении на совершение преступления;
  • если необходима помощь в составлении документов.

Как видите, «притянуть» можно практически любой пункт, а в случае вашего противодействия – еще обвинить в неповиновении законным требованиям сотрудника полиции!

Обязаны ли вы следовать в автомобиль ГИБДД для составления протокола? Ответ однозначный – нет.

Для этого нет оснований и никак обосновать эту необходимость сотрудник ГИБДД не сможет. Разве только скрутить вас за нарушение общественного порядка.

3. Дуть или не дуть, вот в чем вопрос!

Пожалуй, это один из самых острых моментов общения с ГИБДД. Теоретически, можно любого заподозрить в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. За подозрение ведь ответственность отсутствует!

Поэтому нередки случаи, когда «дуть» предлагают, чуть ли не поголовно всем. Но вы-то четко знаете, что трезвы! Так дуть или нет?

Ответ однозначный – да! Отказаться, конечно, можно, никто этого права у вас не отнимет. Но это значит, что вы автоматически лишаетесь водительского удостоверения, а впереди вас ждут долгие разбирательства и независимые экспертизы.

Поэтому выход один – дуть. Тем более, если бояться вам нечего. После сего действа обязательно в протоколе проследите, чтобы была указана модель алкотестера со ссылкой на сертификат (заключение).

4. Что везете?

Этот вопрос обычно возникает в двух ситуациях – попытке досмотра транспорта, во-втором -  подозрение (на глаз), что у вас излишне плотная тонировка лобового или передних боковых стекол.

В первом случае, бояться вам нечего. Вы ведь не везете связанного заложника, пулемет, кокаин или чемодан с криминальной валютой? Совершенно ничего страшного нет в том, чтобы открыть багажник и показать его содержимое.

С точки зрения буквы закона это выглядит так.

Есть понятия «осмотр» и «досмотр».

Они различаются лишь одной буквой, но юридически – совершенно различны.

«Осмотр» это бытовое понятие, в административном кодексе его нет. В осмотр входит наружная оценка состояния автомобиля, его целости, крепления груза, работоспособность и прочее, а также – сверка номеров агрегатов.

Последнее входит именно в осмотр, а не в досмотр, как ошибочно полагают большинство водителей! То есть открыть капот вы обязаны и без составления протокола.

По окончании осмотра, а также, собственно как и при его начале и производстве – протокол не составляется. При производстве осмотра полицейский может изучать содержимое салона и багажника только через стекла автомобиля.

Иное дело – досмотр.

Перед его началом должен составляться протокол и быть приглашены незаинтересованные свидетели – понятые. Ими могут быть посторонние граждане, водители и ваши пассажиры.

Не могут быть понятыми сами полицейские. По окончании досмотра в протокол вносится все, что нашли или указывается, что ничего запрещенного не обнаружено. Во время досмотра вы обязаны открывать двери, багажник и т.д.

По поводу тонировки вопрос предельно ясен – «на глаз» инспектор не может сказать, соответствует показатель прозрачности нормам или нет.

Для этого используется специальный сертифицированный прибор. Дальнейшие действия – как и при обнаружении неисправности – устранение на месте или эвакуатор.

5. Забыл права

Бывает. В этом случае продолжать движение вы не имеете права, должны оплатить предусмотренный законом штраф и устранить причину задержания транспортного средства.

То есть – либо самому съездить за правами, либо попросить кого-либо привезти их, либо вызвать знакомого водителя с правами. В противном случае автомобиль может быть помещен на штрафстоянку.

Ругаться с полицейскими и клясться всеми святыми – бесполезно. Отсутствие водительского удостоверения автоматически лишает вас права управления автомобилем, то есть вы уже нарушили закон, проехав первый метр пути без «прав».

Общение с ГИБДД и основные принципы поведения на дороге

1. Вежливость. Это, как минимум, говорит о воспитанности в общении с представителями власти, а в более широком смысле -  вежливость среди всех участников дорожного движения. Почитайте статью: "Культура вождения".

2. Будьте принципиальны и непреклонны, когда это необходимо – например, при вымогательстве взятки. Помните – это преступление!

3. Будьте гибки и демократичны, когда принципиальность неважна или просто неуместна. Согласитесь, мало смысла требовать понятых и протокола, чтобы потом «из принципа» открыть совершенно пустой багажник.

Как минимум - вы потеряете свое время, отнимете его у ГИБДД и понятых. Смысл?

4. «Качать права» следует только тогда, когда эти самые «права» вы знаете, что называется «назубок». Иначе вы можете получить большие неприятности от по-человечески разозленных инспекторов, которые «поймают вас за язык» (уличат в некомпетентности или пустых угрозах).

Тогда можно получить по полной программе – вплоть до оформления рапорта о неподчинении законным требованиям сотрудника полиции. Не забывайте, что сотрудник ГИБДД тоже человек, со своим набором эмоций и порогом психологической восприимчивости.

5. Не козыряйте знакомствами и связями во всех эшелонах власти – если их на самом деле нет или они весьма поверхностны. То, что вы один раз поздоровались за руку с начальником ГИБДД города на гулянке друга знакомого дядиного сводного брата по линии жены - еще ничего не значит.

Вложенные в права визитки начальников всех уровней никакого впечатления на инспекторов не производят еще с конца прошлого века.

6. Если нарушение несерьезное – изберите позицию «виноватого» соглашайтесь, сокрушайтесь, просите прощения. Сэкономите массу времени, да и полицейский относится к таким «сознательным» нарушителям всегда более лояльно, зачастую ограничиваясь простым внушением.

7. Постарайтесь не придумывать причину нарушения и не фантазировать. Например, вы скажите, что разговаривали в движении по мобильному телефону с тёщей, потому, что не можете ей отказать, так как очень любите.

Как думаете, впечатлит ли это ГИБДДшника, только что разругавшегося «в лохмотья» со своей, личной, тёщей?

Как отмечают психологи, вежливое общение с ГИБДД  помогает решить множество вопросов и устранить подавляющее большинство конфликтных ситуаций. Ну, а личное обаяние и юмор – помогали всем и всегда, не только на дороге.

Не воспринимайте инспектора, как потенциального взяточника и дармоеда!

Ведь большинство из них – честные люди, работающие в условиях постоянного стресса и опасности, заботящиеся о нашей жизни. И доброе отношение к ним всегда более выгодно для водителя, чем грубость и «качание прав».

В дополнение к выше изложенному, почитайте статьи блога:

"Действия водителя при ДТП",

"Как пройти техосмотр".

Поделитесь своим опытом общения в комментариях,статьей - с друзьями в соц. сетях. Кнопочки ниже.


Метки записи:   ,
Комментарии к записи "Общение с ГИБДД"
Перейти к форме комментирования
  1. Хочется поблагодарить Вас за полезную информацию на Вашем сайте. Как автоновичок, я частенько читаю Ваши статьи, многое беру на заметку. Меня пока еще ни разу не останавливал инспектор ГИБДД, поэтому я их еще побаиваюсь. Эта статья, думаю, поможет мне к ним более спокойно относиться.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля