Антиблокировочная система тормозов
Антиблокировочная система тормозов «ABS» - Antilock Brake System - предназначена для предотвращения блокировки колес при резком торможении или торможении на скользком или неустойчивом покрытии. С целью повышения безопасности, ведущие производители давно задумывались над тем, как помочь водителям полностью исключить движение юзом при экстренном торможении, исключив психологический фактор. Для достижения этой цели и была создана антиблокировочная система тормозов.
Блокировка колес (юз) всегда влечет за собой потерю управления над автомобилем в той или иной степени. На небольшой скорости это не критично, на высоких скоростях – чревато тяжелейшими последствиями.
Чем опасен юз? Когда колеса теряют сцепление с дорожным покрытием, становится невозможным (или почти невозможным) две составляющие вождения – маневрирование и изменение скорости (ускорение/замедление). Юз задней оси грозит автомобилю полным заносом. Если при этом теряют полное сцепление и передние колеса – занос становится неуправляемым. Последствия – «вылет» с дороги или, того хуже – «вальс» на встречную полосу. Ускорение и, особенно торможение, также важны для безопасности движения.
Антиблокировочная система тормозов
При отсутствии антиблокировочной системы ABS, торможение на скользком или неустойчивом покрытии становится делом очень сложным. Почитайте статью: "Дорожные условия и безопасность движения". Заблокированные колеса не дают достаточного тормозного момента, и тормозной путь автомобиля может увеличиваться в разы. Будем объективны – далеко не все водители «чувствуют» тормоза на достаточном уровне! Не все умеют экстренно тормозить и применять специальные приемы торможения (например – прерывистое торможение, блокировка тормоз/газ и т. д.), а также обладают достаточной выдержкой, чтобы не растеряться в критической ситуации и просто не «утопить» педаль тормоза в пол.
И первая, и вторая ситуации очень опасны в плане последствий, поэтому ведущие автопроизводители достаточно давно работают над антиблокировочными тормозными системами. Отрадно, что последнее время этому вопросу уделяет внимание и отечественный автопром.
Первые практические испытания антиблокировочной тормозной системы были проведены еще в 70-х годах прошлого века. Те конструкции обладали аналоговой электроникой, были сложны, дороги и крайне ненадежны. Они легко выходили из строя от вибрации или отключались после проезда обыкновенной лужи. Эксперименты продолжались с разной степенью успешности, но приобретенный опыт положительно сказался на последующем развитии системы. Настоящий прорыв случился, когда значительно подешевела «цифра» (цифровая электроника).
К концу 70-х было запущено производство ABS второго поколения на новой электронной начинке. Система, установленная на Mercedes-Benz 450 (SEL) показала себя великолепно – работала надежно и эффективно. С этих пор и идет отсчет начала массового внедрения новой антиблокировочной системы безопасности. Основная задача системы – устранение юза (скольжения колес). Это происходит, когда тормозное усилие превышает силу сцепления колеса с дорогой (опорной поверхностью).
Принцип работы ABS
Антиблокировочная система тормозов стандартной конструкции состоит из трех основных блоков: блок управления, гидравлический блок и датчики скорости, смонтированные в колесных узлах. ABS запускается после начала движения автомобиля и (как правило) наборе им определенной скорости.
Датчики скорости работают по принципу электромагнитной индукции. Мимо датчика, закрепленного на подвеске, вращается специальный ротор, связанный с колесом. Ротор имеет один или несколько маркеров. Последний, «пролетая» мимо датчика, возбуждает в нем электрический сигнал, который и посылается блоку управления. Так, по импульсным сигналам, блок «понимает», что колесо вращается. При отсутствии сигналов – блок управления понимает, что колесо не вращается (заблокировано).
В случае блокировки уже через доли секунды электронный «мозг» системы посылает команду электромагнитным клапанам гидроблока о разблокировке колеса и снятии давления именно в этой тормозной магистрали. Давление тут же уменьшается, тормоза разблокируются и колесо начинает вращение, восстанавливая сцепление с дорогой.
Как только колесо возобновило вращение, электронный блок дает команду зафиксировать давление в магистрали (или конкретном тормозном цилиндре) на данном уровне («на грани» срыва в юз). Данный процесс носит периодический характер, особенно на неровной или неоднородной поверхности. Циклы могут повторяться десятки раз, имитируя прерывистое торможение, вплоть до полной остановки транспортного средства или отпускания педали тормоза.
Эффективность ABS подтверждена многочисленными тестами на разных типах автомобилей. Так, эффективность торможения на скользком покрытии с ABS на 15% выше, чем у автомобиля, не оборудованного такой системой. Кроме того, имеется и косвенная, но весьма «денежная» составляющая – износ покрышек уменьшается в среднем на 7%!
Недостатки системы: миф или реальность?
Несмотря на кажущуюся 100% полезность данной системы, она не лишена недостатков. Так, проведенный в США и Канаде анализ ДТП показал парадоксальные цифры. Количество ДТП с участием «антиблокировочных» автомобилей выше на 40% на твердом покрытии и на 68% - на влажном, чем с участием автомобилей, не оборудованных ABS.
Непонятный и странный парадокс объяснили психологи и испытатели. Оказывается, водители автомобилей, оборудованных антиблокировочной системой тормозов – «расслабляются» и, надеясь на технику, допускают множество ошибок. Главная и фатальная ошибка – превышение скорости и опасное маневрирование. Такие водители уверены, что система мгновенно исправит их ошибки и чаще рискуют. Нужно понимать и то,что ABS не создает сцепление с дорожным покрытием, эта функция протектора шины,однако обеспечивает устойчивость и управляемость, предотвращая движение юзом и занос.
Также немаловажен и тот нюанс, что на твердом и сухом асфальте или бетонном покрытии антиблокировочная система тормозов работает очень «вяло» и тормозной путь почти на четверть больше обычного торможения! Аналогичный недостаток и на совсем рыхлом грунте или снеге – при заблокированных колесах автомобиль в таких условиях останавливается очень быстро, «зарываясь» в грунт. При работе же Antilock Brake System – автомобиль очень долго пытается снизить скорость, периодически растормаживаясь.
Еще один фатальный недостаток системы – опасное разблокирование колес при подъеме в крутые горы. Для подтверждения (или опровержения) многочисленных жалоб, журналисты известного издания «World Off Road» провели даже тестовые заезды. Имитировалась рабочая ситуация: остановка на крутом склоне – торможение - включение задней скорости - скатывание с применением торможения двигателем.
В результате именитые внедорожники Mitsubishi Pajero и Ford Explorer с треском провалили тест. Во время испытаний, когда тест-пилот, имитируя остановку, блокировал колеса, незначительное скатывание вниз провоцировало разблокировку всех колес.
Скатывание буквально на несколько сантиметров ABS воспринимала как продолжение движения, а специально заторможенные колеса – заблокированными. В результате внедорожники катились задом вниз по неуправляемой траектории, заставляя понервничать и водителей-испытателей и всю тест-комиссию. Для того, чтобы предотвратить несанкционированное скатывание, доступными регулировками сделать ничего не удалось. Оставалось использовать только ручной тормоз.
Надо ли говорить, что автопроизводители немедленно приступили к устранению этого существенного и очень опасного недостатка. Достаточно представить, что у автомобиля по каким-либо причинам неисправен «ручник» - любой подъем на более-менее крутой холм представляет собой невероятный риск.
Эксплуатация антиблокировочной системы и неисправности
Подчеркнем, что современные антиблокировочные системы торможения – надежны, практичны и достаточно выносливы. Поэтому неисправности системы встречаются достаточно редко. Конечно, ломается всё. В данной же системе наиболее уязвимы – колесные датчики. Это понятно - работа в достаточно агрессивных условиях. Перепады температур, грязь, вода, постоянная вибрация и удары…
Чувствительно большинство ABS и к подаваемому напряжению. Так, при падении последнего до 10,5 – 10 В антиблокировочная система может самостоятельно отключиться, а вы не будете даже подозревать о том, что остались без электронного помощника (если вовремя не заметите сигнализатор)!
Аналогичная неприятность может случиться и вследствие значительных колебаний напряжения в бортовой сети автомобиля. Поэтому исправность электронного оборудования, генератора, всех клемм и цепей – первоочередная задача для эффективной работы ABS.
Следите за датчиками на панели управления. Как правило, система снабжена собственной «лампочкой», которая включается, когда ABS неисправна или вовсе отключена. Паниковать не стоит – без тормозов вы не остались, но устранить неисправность в ближайшее время – необходимо.
Периодическое мигание сигнализатора ABS скорее всего свидетельствует о неисправности в электрической цепи. Проще говоря – где-то «нет контакта». Проверьте все клеммы и проводку – неисправность наверняка быстро обнаружится. Если этого не произошло – лучше проехать до ближайшего сервисного центра.
Если вы решили самостоятельно заменить тормозную жидкость – советуем внимательно изучить руководство по эксплуатации и рекомендации на профильных форумах интернета. Замена тормозной жидкости на автомобилях, оборудованных ABS, может иметь ряд специфических особенностей. Например, необходимость разрядки аккумулятора давления в гидравлическом блоке ABS.
Однако мы рекомендуем производить профилактику и обслуживание антиблокировочной системы тормозов только в специализированных или фирменных техцентрах. Ведь речь идет о безопасности вас и ваших пассажиров, а на этом никогда не стоит экономить.
Статья была полезна для Вас? Поделитесь своим мнением в комментариях, статьей с читателями социальных сетей, нажав кнопочки ниже.
Читайте другие интересные публикации блога:
"Как правильно пользоваться коробкой автомат",
"Как преодолеть страх вождения",