Торможение автомобиля виды и способы

07.03.2014

Торможение автомобиляТорможение автомобиля. История из жизни. Все способы торможения автомобиля в различных ситуациях.

Первой моей машиной был Volkswagen Passat B6. И если учесть тот факт, что в автошколе доводилось ездить на 10-летнем ВАЗ 2104, привык я к Пассату достаточно быстро.

Торможение автомобиля превосходное, переключать передачи и крутить руль можно буквально одним пальцем. К слову, Пассат был куплен в салоне, поэтому пребывал в идеальном состоянии. Инженеры немецкой компании удачно сочетали турбированный силовой агрегат на 1,8 литра с 6-ступенчатой КПП – идеальный тандем.

Новичков, каким я тогда и являлся, радует противооткатная система – ручной тормоз. Вместо стандартного ручника слева от руля имеется кнопка. Принцип действия: подъехал к светофору, нажал кнопочку, когда начинаешь движение, ничего не нужно выключать, ведь система автоматически деактивирует ручник, что обезопасит водителя даже от минимального отката.

Однажды благодаря ручному тормозу сумел избежать немалого штрафа. Дело было так. Зима. На дворе 20-сантиметровый слой снега. Решив сократить путь домой, поехал по крутому спуску, под знак. Из-за поворота увидел доблестных сотрудников дорожной полиции. Они премило общались с двумя такими же нарушителя, как и я. Ну, думаю, нет у меня лишних денег.

Дорога узкая, развернуться негде. Благо позади меня не было машин. Вбил заднюю передачу. Понемногу гребу. Машина начинает буксовать. Включаю ручник, снова трогаюсь и удачно преодолеваю несколько десятков метров. Такие махинации позволили добраться до вершины горки, развернуться и направиться домой, но уже по другому маршруту. Разумеется, это было рискованное мероприятие, повторять которое не стоит. В то же время мой опыт – реальный пример того, как торможение ручником может помочь в сложной ситуации.

Тормоза придумали трусы

 

Именно такие слова звучат в песне известного исполнителя Гриши Заречного, которую вы услышите, дочитав статью до конца. «Но ведь это глупость!» - скажете вы. И будете абсолютно правы. Итак, основные причины нажатия на тормоз:

  • Совершение манёвра (разворот, парковка).
  • Определённая дорожная обстановка (затор, пешеходный переход, светофор, неровности дорожного полотна).

В первом случае всё ясно: включаем поворотный сигнал, притормаживаем, производим нужный манёвр. А во втором -   всё несколько сложнее. Нужно руководствоваться сложившейся дорожной ситуацией. Только опыт позволяет водителю считывать обстановку, нажимая на педаль тормоза ранее, чем это сделает автомобилист, едущий впереди него.

Виды торможения

 

1. Полное. Подразумевает замедление транспортного средства до полной остановки.

2. Частичное – снижение скорости до нужного уровня.

3. Служебное включает в себя как частичное, так и полное торможение. Выполняется регулярно, в штатных условиях, при полном контроле со стороны водителя, без чрезмерной нагрузки на все системы авто. Также не должен быть нарушен комфорт водителя и пассажиров.

4. Стояночное – фиксация авто с помощью ручного тормоза (торможение ручником).

5. Экстренное торможение требует от водителя мгновенного принятия решения. Такая необходимость возникает в сложной дорожной обстановке, при воздействии внешних факторов (помеха на дороге) либо в случае водительской ошибки. Цель – максимальное замедление авто. Нарушение комфорта всех людей, пребывающих в машине, второстепенно.

СОВЕТ: Если в связи с чрезвычайной ситуацией на дороге нужно резкое торможение автомобиля, стоит забыть о сцеплении, просто используйте педаль тормоза.

6. Аварийное – нужно при повреждении одного элемента тормозной системы или всей конструкции. Главное в данном случае – избежать сильного лобового столкновения либо бокового удара. Для этого используют всевозможные способы, начиная с торможения внешним полотном дверей и заканчивая незначительным ударом крыльями о преграду. Приходится чем-то жертвовать, чтобы не попасть в серьёзную аварию. Некоторые водители практикуют торможение о бордюр. Нужно быть предельно осторожным, чтобы не совершить наезд на пешехода.

 Основные способы торможения

 

1. Торможение двигателем и КПП.

Предполагает использование дополнительного тормозного момента, возникающего при работе мотора на холостых оборотах. То же самое простыми словами: включаете пониженную передачу, и автомобиль интенсивно замедляется.

2. Стандартное торможение прерывистого типа.  

Обыкновенное нажатие на педаль тормоза. При этом количество и длительность нажатий могут отличаться. Этот способ используется чаще остальных. Но его можно комбинировать с торможением двигателем.

А) Ступенчатое торможение автомобиля при повышении нажимного усилия.

Отлично подходит при езде по снегу, дождю или грязи. Используя торможение прерывистого типа, постепенно увеличивают нажимное усилие и длительность воздействия на педаль. Такой способ позволяет прочувствовать сцепление с дорожным полотном.

Б) Ступенчатое торможение при понижении нажимного усилия.

Зачастую применяется на больших скоростях, при хорошем сцеплении с дорожным полотном. Первое нажатие на педаль сильное и продолжительное. Далее подтормаживают по мере надобности, полностью контролируя процесс замедления.

3. Тормоз-газ 

Это эффективный способ. Его изобрели спортсмены-гонщики. Годится только для машин с передним или полным приводом. Водителю нужно одновременно нажать педаль тормоза и газа. На тормоз нажимают левой ногой. Ритмичные нажатия повторяются через каждые полсекунды.

ПРИМЕЧАНИЕ: при снижении скорости ниже двадцати километров в час, нужно выжать сцепление, чтобы двигатель не заглох.

Тормоз-сцепление или наоборот?

Нужно ли выжимать сцепление при торможении? Что стоит сделать в первую очередь: выжать сцепление или нажать педаль тормоза? Давайте попробуем разобраться в данном вопросе, смоделировав две ситуации.

1) Небольшая скорость, в пределах 50 км/ч.

Двигаясь на небольшой скорости, рациональней всего резко выжать сцепление. Далее отпустить газ и нажать тормоз. Результат – плавное и эффективное торможение.

2) Скорость свыше 50 км/ч.

Ногу перемещаем с педали газа на педаль тормоза. За этим идёт плавное нажатие и постепенное торможение автомобиля. После снижения скорости следует выжать сцепление и, используя тормоз, замедлить машину до 0 км/ч.

Вспомогательные системы торможения

Торможение ручником актуально и сегодня, в то же время этого можно избежать благодаря вспомогательным системам, используемым в современных машинах.

1. АБС.

Под данной аббревиатурой подразумевают антиблокировочную систему тормозов, которая в наше время устанавливается на 90% новых авто, независимо от их класса и стоимости. АБС должна обеспечить не просто эффективное, но устойчивое и управляемое торможение автомобиля.

АБС предотвратит возникновение юза, а также колёсного стопора.

2. Электронная программа EBD (распределяет тормозные силы).

Как правило, данная программа успешно сочетается с системой АБС.

3. ESP (восстанавливает траекторию движения).

4. MSR – система, контролирующая торможение автомобиля мотором.

5. HBA – «помощник», усиливающий торможение.

Гидравлическая система поможет (отсюда "помощник") водителю в том случае, когда нужно экстренное торможение. В большинстве случаев при возникновении аварийной ситуации водитель теряется и не до конца выжимает педаль тормоза. Система это мгновенно распознает, гарантируя мгновенное замедление.

Идеальны ли современные системы торможения?

Новые иномарки, стоимость которых перевалила отметку в 20 тыс. дол., могут быть оборудованы инновационными системами экстренного торможения. Системы работают по схожей схеме:

  • Сигнализируют водителю о препятствии. Это могут быть вибрации руля, сигнальные огни на приборной панели.
  • Происходит постепенное снижение скорости, вплоть до полной остановки.

В суперкарах премиум-класса (S-class 2014 г.) данная система функционирует практически безупречно. Но в менее дорогих автомобилях, таких как Audi A6, Opel Insignia или Ford Focus, уповать на систему, доверившись ей на все 100%, нельзя. В особенности это касается движения на высоких скоростях.

Согласно итогам испытаний, отлично проявил себя «помощник», дополняющий активный круиз-контроль BMW 750i. Это реализовано благодаря радарному сенсору и камере.

P.S. Как вы успели убедиться, торможение автомобиля находится под воздействием многих факторов. Одним из них является реакция водителя на прохождение тормозного пути. Поэтому водителю стоит быть предельно внимательным.

Очень полезным является и  прохождение контраварийной подготовки в автошколах.

Дельные советы по сокращению тормозного пути:

1. Следите за исправностью тормозной системы и всех электронных помощников.

2. Своевременно меняйте износившиеся шины.

3. Не превышайте скоростные ограничения, особенно при плохих погодных условиях. Если разогнаться по снегу до 150 км/ч, экстренное торможение  вряд ли поможет.

Буду благодарен если оставите отзыв к статье,поделитесь информацией в социальных сетях,нажав кнопочки ниже.

И в заключение,обещанный клип.


Метки записи:   ,
Комментарии к записи "Торможение автомобиля виды и способы"
Перейти к форме комментирования
  1. Спасибо за внятно-понятное и доходчивое разъяснение, что очень важно для новичков!

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля