Шкода история

07.12.2013

Шкода историяШкода -история всемирно известной автомобильной марка начинается еще в далеком позапрошлом веке. Исторически Шкода имеет сразу два истока.

Первый берет начало в 1869 году, когда молодой и талантливый инженер Эмиль Шкода покупает маленький механический завод в Пльзень. Его фамилия в последствии и становится торговой маркой предприятия,  выросшего в крупнейший машиностроительный завод Австро-Венгерской империи.

Второе начало история Шкоды ведет с конца 1885 года, когда в небольшом городишке Млада Болеслав (Mlada Boleslav) на скромном машиностроительном заводе Laurin & Klement начинается выпуск велосипедов. Производство было весьма нехитрым – транспорт собирался главным образом из комплектующих, поставлявшихся из Англии.

Организовали бизнес механик Вацлав Лаурин и простой книготорговец Вацлав Клемент. Оба мужчины были фанатами велосипедов, и, выпустив свои машины, патриотично дали им имя Славия.

Велосипеды производились не только для внутреннего рынка, но и успешно экспортировались в страны Австро-Венгерской империи под брендом “Slavia” (Славянский). Липовые листки на логотипе отождествляли продукцию со славяно/цыганскими корнями. В дальнейшем бренд  “Slavia” использовался и для мотоциклов компании.

Истории точно неизвестно, что послужило причиной изменения бренда, но примерно с 1900 года символ L&K полностью заменил бренд "Slavia".

 История Шкода и ее логотипа

История Шкода логотипыНад значением эмблемы L&K ломали головы многие автомобильные историки.

Сам Клемент был человеком живого ума, весьма эксцентричный и обладал хорошим чувством юмора. Кроме этого, он был прирожденным лидером и очень успешным бизнесменом-предпринимателем.

Видимо от этого и пришло ему в голову поместить эмблему внутри лаврового венка – символа императоров и победителей.

Весьма оригинальное и своеобразное решение, он гармонично и двусмысленно посвятил своему верному деловому партнеру, гениальному инженеру-механику Laurin’у. Ведь это вполне созвучно с«Laurel»и «laurus nobilis», что означает – лавровый лист. Так и появился красивый логотип L&K, который гордо красовался на автомобилях вплоть до 1925 года.

Именно в этом году компания Laurin & Klement вошла в состав крупнейшего предприятия "Шкода Пльзень". История марки  L&K закончилась, появилась новая компания под названием Skoda.

С этого времени на автомобилях размещается только  эмблема "индейца"

Очень интересна и загадочна история этого логотипа. Авторство «стрелы» приписывается коммерческому директору SKODA  Магли (T. Maglie). Он был поражен колоритом одного из слуг богатого дома Шкода, привезенным из Америки индейцем. Именно индеец и вдохновил его на эмблему.

К 20-м годам прошлого века эмблема претерпела значительные изменения. Сначала это была голова индейца в национальном головном уборе, с застежкой и пятью «перьями». Позже настоящая голова индейца была графически стилизована, а ниже добавилась стрела (или копье в первом исполнении). Чуть позже «голова» и «стрела» слились в единое целое.

15 декабря 1923 года в патентном бюро по авторским правам города Пльзень официально регистрируются две версии торговой марки. На одной было изображение крылатой стрелы с пятью перьями и словом SKODA внутри ровного круга. Вторая имела изображение крылатой стрелы с тремя стилизованными перьями. В обоих вариантах острие стрелы направлено вправо.

Пятиперьевую версию использовали в течение 1924–1925 годов. После 1925 года трехперьевой логотип стал единственным и почти неизменным, сохранился и поныне. Историки  отмечают, что автора дизайна логотипа SKODA установить достоверно так и не удалось, хотя понятно, что это был не новичок в графике. Согласно одной из легенд авторами теоретически могут быть именитые чешские скульпторы Отакар Кпаниэль (Otakar Кpaniel) и Отто Гутфрёнд (Otto Gutfreund).

Официальное разъяснение смысла эмблемы следующее:

  • круг символизирует большое и безупречное производство, а также - земной шар и мир в целом;
  •  шестеренка, крыло или графический головной убор индейца по разным версиям символизируют  прогресс, разнообразие моделей и успешные продажи по всей планете;
  • стрела – инновационные  методы в производстве, высокое качество продукции;
  • меньший круг (или глаз) – меткость, точность в процессе производства, техническую грамотность, перспективность и дальновидность.

Авторские права на торговую марку были выкуплены «SKODA» 16 апреля 1991. Однако в 1993 году производитель из Млада Болеслав провел легкий ребрендинг и сменил цветовую гамму.

Фирменным сочетанием становится черно-зеленое, причем черный символизирует вековые традиции SKODA, ну а зеленый – неутомимое стремление к жизни и развитию.

При этом концерн подчеркивает, что зеленый цвет также отражает заботу об окружающей среде и экологическую безопасность продукции.

В честь столетнего юбилея на автомобиле SKODA Felicia почитатели марки увидели новый логотип. Это крылатая стрела в обрамлении лаврового венка и стилизованная цифра 100.

И наконец, в 2011 году появляется новый  - стрела с крылом на матовом черном фоне,обрамленная хромированным кругом. На эмблеме уже нет надписи "Skoda".

Конечно,"на вкус и цвет товарища нет", но на мой взгляд, прежний логотип был намного интереснее.

Шкода история производства и развития

Вернемся к истокам Шкода история, к концу 19-го столетия.

Производственные дела компаньонов шли благополучно. Уже к 1899 году фирма «Laurin & Klement Co» начала выпуск первых мотоциклов. Конструкция оказалась удачной, и мотоциклы практически сразу начали участвовать в различных соревнованиях международного уровня, занимая призовые места. Прекрасный менеджмент и отличное качество транспорта были высоко отмечены в Богемском королевстве, и во всей Австро-Венгерской монархии.

В 1900-х годах, компания принимает смелое решение начать производство автомобилей. Уже в 1904 году фирменная эмблема появляется на новых трехколесных экипажах, а позже и на первом прообразе автомобиля, имевшем нехитрое название - Voituretta (Машинка). Нужно сказать, что до конца 1905 года заводом было выпущено лишь два экземпляра автомобиля.

Концерн прочно обосновывается на мировом рынке и легко занимает свою нишу.

Компания неустанно работает над инженерным совершенствованием и постепенно расширяется. Совсем скоро учредителями принимается решение о преобразовании товарищества в полноценное акционерное общество. И в 1907 году  L&K становится таковым. Преобразование дало мощный толчок производству, и вскоре увидел свет новый автомобиль - Faeton.

В 1914 году компании оказывается государственное доверие – она становится производителем военного снаряжения и продукции военного назначения.

27 июня 1925 года компания L&K прекратила своё существование, влившись в компанию Шкода-Пльзень («Škoda Plzeň»), значительно преобразив последнюю. В результате объединения производств и кадров Европа получила великолепные автомобили, современное конвейерное производство и высочайшее качество.

Так в период между 1925 и 1929 годами производство автомобилей под брендом Skoda достигло 2985 штук.

Шильдик «Laurin & Klement» сохранился и до сих пор, им теперь обозначается «люксовая» отделка салона автомобилей.

Общемировая «Великая депрессия» 30-х, безусловно, замедлила темпы Škoda. Однако благодаря ей же появился популярный автомобиль «Popular», очень удачная модель для своего времени.

С нового, 1930 года, автозавод в Млада-Болеславе преобразуется в новую «Акционерную компанию автомобильной промышленности» (или «ASAP»). В концерн вошли: автозавод в М.Болеславе, отделение фирмы в Пльзене, механические мастерские ремонтного предприятия «Элка», и другие подразделения.

С середины 30-х годов Škoda активно участвует в разработке вооружений. Так, к концу 30-х годов был разработан, выпущен и успешно испытан легкий танк LT vz.35. Всего до 1939 года выпускается примерно триста танков.

Бронемашины принимали активное участие в боях Второй Мировой войны по всей Европе и в СССР. Последний из танков был уничтожен в ходе разгрома гитлеровских соединений под Москвой в 1941 году.

Во время войны Шкода вошла в военно-промышленный комплекс гитлеровской Германии и выпускала практически полностью одну лишь военную продукцию. Заводами выпускались грузовики, тягачи на гусеничном ходу. Также на базе разработки 1936 года Škoda Superb был налажен выпуск армейских внедорожников.

В 1945 году заводские и вспомогательные мощности были практически полностью уничтожены налетами авиации англо-американских союзников.

С приходом социалистического строя произошла частичная национализация. Деловые контакты с западными партнерами были прерваны. Вскоре завод был реструктурирован в народное предприятие «AZNP Škoda», а сама фирма стала единственным и монопольным на авторынке Чехословакии.

Благодаря хорошему заделу и тому, что в годы войны удалось сохранить большинство кадров, завод постепенно наращивает мощности. Выпускаются новые модели - Spartak, Tudor, Felicia и Octavia.

Тем не менее, как и во всем социалистическом мире, технологии начали быстро устаревать, и к 60-м годам уровень производства автомобилей стал стремительно падать, насыщая только внутренний рынок.

С 1970 года страна впадает в длительный застой производства и торговли, не миновал этой учести и автоконцерн. Вплоть до конца 80-х Шкода жила с переменным успехом, не балуя потребителей разнообразием. Впрочем, автомобили Шкода были безальтернативными и раскупались в любом случае. Это, конечно, приводило к неизбежной инженерной ленности и застою.

Реальный технологический прорыв наступил в 1987 году выпуском принципиально новой модели автомобиля - Favorit.

В 1989 году  с изменением политического и экономического строя, Škoda была вынуждена искать сильного партнера.

В самом конце 1990 года таким партнёром стал немецкий концерн Volkswagen AG, с которым 16 апреля 1991 года был заключен договор о покупке 31 % доли в  Škoda, a.a.s. Фольксваген выкупает свою долю за 620 млн марок. Так Škoda стала четвертым брендом немецкого концерна, к тому времени объединявшему марки Audi, Volkswagen, и SEAT.

В 1995 году VAG выкупил 70 % активов за 1,4 млрд марок и компания изменила название на «Škoda Auto, a.s.». Полный и окончательные контроль над брендом VAG получает в 2000 году, покупкой 30%  за 12,3 млрд. крон.

С притоком капитала и новых кадров было проведено глобальное промышленное перевооружение, и вскоре начался выпуск автомобилей мирового уровня -  Felicia. Octavia, Fabia и своеобразного флагмана марки - Škoda Superb. Также компания успешно дебютировала на рынке кроссоверов выпуском малогабаритного «паркетника» Skoda Yeti, построенного на платформе Volkswagen A5 («PQ35»).

Сейчас Шкода выпускает легковые автомобили, автобусы, грузовики, сельхозмашины. Плюс к этому развито производство авиационных двигателей и различного оборудования. Заводы Шкода расположены в Младе-Болеславе, городах Квасины и Врхлаби. Сборочные производства расположены по всему миру, в России это Калуга и Нижний Новгород.

Кроме производства, компания располагает собственным профессиональным училищем и даже университетом, что позволяет решать вопросы с кадрами.

Численность персонала Шкода Авто более 26 тыс. человек, общая выручка исчисляется миллиардами евро, а производство автомобилей давно перевалило за полмиллиона в год.

Сегодня Škoda Auto  – это современные комфортабельные автомобили высочайшего качества, имеющие поклонников по всей планете.

Буду рад, если статья получилась интересной. Не забудьте поделиться с друзьями в соц. сетях. Оставьте комментарий.

Если Вы хотите получать первыми информацию о новых статьях блога прямо себе на почту,оформите подписку наверху страницы.

Спасибо.

Еще про автомобили под маркой Шкода:

" Новая Октавия 2013"


Еще с сайта:
Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля