Ремни безопасности

27.10.2013

Ремни безопасности

Ремни безопасностиРемни безопасности – средство пассивной безопасности для водителя и пассажиров автомобиля, предназначенное для предотвращения и максимального снижения травматизма людей при дорожно-транспортных происшествиях. Говоря жестче, ремни безопасности -это Ваш шанс на жизнь.

В наш век оборудование автомобилей ремнями безопасности является обязательной мерой, однако так было далеко не всегда. Для лучшего понимания причин, подвигших к изобретению ремней безопасности, вернемся на сто лет назад.

История ремней безопасности

 

Первый прообраз ремня безопасности был изобретен и внедрен в 1885 году в США. Правда, не для автомобиля, а для удержания кучера в карете. Он был должным образом запатентован после того, как получил одобрение от артелей извозчиков, которые применяя его, значительно снизили травматизм. Кареты и повозки того времени оснащались рессорной подвеской и их значительно качало, особенно вне городских улиц. Кучер легко выпадал со своего места, в том числе и банально заснув от долгой дороги. Таким образом, неуправляемый экипаж мчался дальше и, зачастую, все заканчивалось весьма плачевно.

Первым же настоящим, автомобильным ремнем безопасности была конструкция двухточечного поясного ремня, запатентованная в 1907 году. Эта конструкция продолжала использоваться вплоть до 70-х годов прошлого века и, лишь затем была признана неэффективной. Однако именно с 1097 года принято вести летопись ремня безопасности, на счету которого с тех пор миллионы спасенных жизней.

В 1920 году ремнями начали оборудовать гоночные автомобили. Травматизм и смертельные исходы мгновенно снизились.
В 1951 году был запатентован Y-образный ремень. Его авторы, американские авиаторы Р. Гисуолд и Х. Хевен, особое внимание уделили расчёту нагрузок и равномерного распределения ударной нагрузки по телу. Однако, несмотря на подтвержденную высокую эффективность, ремни безопасности вызвали резкую критику со стороны, в первую очередь, женского населения. Форма ремня была неудобна в силу понятных анатомических особенностей женского тела, а его крепление неприемлемым с юбками и платьями.
В 1957 году шведский авиатор Н. Болин, позже начавший работать в шведской Volvo, изобрел классические трехточечные ремни. Они тут же в качестве опции начали устанавливаться на спортивные Porsсhe и Mercedes. Эта схема используется поныне.
В 1959 будущий законодатель безопасности Volvo выпускает первые автомобили P120 Amazon и PV544, которые стали первыми серийными автомобилями, которые были оборудованы новыми трехточечными ремнями.
В 1967 году начали устанавливаться ремни безопасности на задние сиденья автомобилей.

В 1972 году произошло первое заметное усовершенствование конструкции ремней безопасности – появился первый инерционный механизм натяжения ремней. Он значительно облегчал «жизнь» водителя и пассажиров, давал относительную свободу и удобство, а также облегчал пристегивание, так как больше не требовалось долго подгонять ремень под каждого человека индивидуально.

В 1973 году на заводе «Норма» (Эстония), в соответствии с Постановлением Совмина СССР, был начат массовых выпуск ремней безопасности для отечественного автопрома и на экспорт. В то время ремнями собственной разработки там занимался главный специалист завода Норма Леонид Тедер. Примечательно, что первые ремни безопасности предназначались только для автомобилей ГАИ Эстонии.

1 октября 1978 года в большинстве стран Западной Европы стало обязательным оснащение автомобилей задними ремнями безопасности.

В 1979 году СССР стало обязательным применение ремней безопасности для передних сидений.
В 1987 году запатентовано и внедрено применение преднатяжителей, которые в момент столкновения с препятствием максимально натягивали ремень, выбирая провис и как бы прижимая человека к сиденью.

По сей день в автомобильном мире не прекращаются исследовательские работы по повышению безопасности. Но классическая конструкция, начавшая применяться в середине прошлого века, продолжает с успехом применяться и поныне.

 Как работают ремни безопасности

Несмотря на спорность обязательного применения ремней безопасности и доводы многочисленных противников, обличающих чуть ли не «нарушение прав и свобод граждан», эффективность применения систем безопасности неоспорима.

Многолетняя статистика, ведущаяся во всех странах мира, свидетельствует - в 75% потенциально опасных дорожно-транспортных происшествий, серьезные телесные повреждения и летальные исходы предотвращаются благодаря ремням безопасности.
Ремень безопасности функционально предназначен для удержания пассажира в кресле. Этим предотвращается опасность удара о выступающие части автомобиля или «вылет» из автомобиля при ударе или в случае переворота.

Чтобы ясно представить себе потенциальные повреждения человеческого тела при лобовом ударе, принята система аналогий. Удар на скорости 40 км/ч равносилен падению на твердое основание с высоты 6 метров, 60 км/час – с высоты 14 метров (а это почти высота стандартной панельной пятиэтажки). Ну а если произойдет столкновение на скорости 80 км/час, что согласитесь, не особенно много, то это будет аналогия падения с высоты 25 метров. Эта высота восьмиэтажного дома. Каковы шансы человека даже не то, чтобы отделаться переломами, но и вообще – выжить? Весьма призрачна.

Ну, а учитывая то, что мы стараемся ехать хоть немного «за 100», шансов выжить при лобовом ударе просто нет. Случающиеся в этих случаях чудеса, иначе как чудесами и не назовешь. Конечно, при скорости 100 км/ч и выше, человек при лобовом ударе не избежит травм, даже если он пристегнут. Однако вероятность тяжких травм и, тем более, летального исхода существенно снижается.

Эффективность работы ремней безопасности напрямую зависит от места в автомобиле, где находится человек, а также вектора удара или оси переворота. При лобовом ударе вероятность фатальных повреждений у пристегнутого человека ниже более чем на 55%, при боковом ударе – на 23%, при опрокидывании – в пять раз!

 

Обычно, при прочих равных, водители всегда травмируются меньше пассажиров на переднем сиденье. Это объясняется несколькими факторами:

- водитель сразу замечает опасность, так как его внимание сосредоточено на дороге. Он, так или иначе, успевает сгруппироваться.

- водитель инстинктивно «подставляет» под удар другую сторону (где находится пассажир). Это явление подсознательное и диктуется инстинктом самосохранения.

- у водителя есть руль, который принимает и рассеивает на себя часть ударной нагрузки.

Пассажир в этом случае полностью беззащитен. Применение ремней безопасности значительно равняет шансы.

 

При опрокидывании, а особенно при нескольких переворотах автомобиля, не пристёгнутый человек получает очень тяжелые травмы. Во время вращения и ударов о грунт, корпус автомобиля превращается в аналогию барабана стиральной машины. Человек бьётся о кресла, потолок, выступающие части, панели, твердые выступы и углы кузова, возникающие при деформации салона. В конце концов, центробежная сила просто выталкивает тело из салона. При этом направление «полета» тела аналогично направлению переворотов корпуса автомобиля и практически гарантированно человек попадает под свой же автомобиль. Последствия такого ДТП понятны.

 

Спасут ли ремни безопасности пристегнутого пассажира? Рассмотрим хронологическое развитие событий при движении по трассе со скоростью 80 км/ч и ударе во встречное или неподвижно стоящее на обочине препятствие.

0 – 0.026 секунды – деформируется бампер, капот, двигательный отсек, срабатывают датчики преднатяжителей и подушек безопасности. Происходит остановка корпуса автомобиля по линии передних колес. Все содержимое салона – пассажиры, водитель, вещи, нестационарное оборудование – продолжают движение на скорости 80 км/ч.

0.026 – 0.036 – срабатывают преднатяжители, натягивая ремни безопасности, срабатывают подушки безопасности.

0.036-0.050 – скорость падает до нуля, инерционные силы увеличивают вес каждого человека в десятки раз! Удерживаемый ремнями, человек испытывает мгновенные чудовищные перегрузки. Удар о подушки безопасности.

0.050-0.100 – схлопываются подушки безопасности. Тело человека отбрасывается назад на спинку сидений. Голова ударяется о подголовник. Если его нет – голова значительно запрокидывается назад и травмируются шейные позвонки.

0.100-0.200 – автомобиль откатывается («отлетает») назад, силы воздействия падают до нуля.

0.200-1.000 – любое существенное движение прекращается.

Безусловно, указанное время лишь приблизительно и зависит от множества факторов. Однако скоротечность всех процессов ясно дают понять, что у пристегнутого человека шансы выжить сохраняются, тогда, как не пристёгнутый неминуемо погибнет примерно на 50-ти сотых секунды после удара. В то время как разбитый автомобиль остановится на дороге, и последний осколок упадет на асфальт, человек будет уже мертв...

 

Однако находятся и противники ремней. Основным, ставшим уже классическим, аргументом приводится пожар автомобиля.  Автомобилист в этом случае, мол, не сможет покинуть автомобиль и сгорит заживо. Однако этот аргумент был полностью опровергнут еще в 80-е годы. Во-первых, если после удара человек находится без сознания и нет посторонней помощи, он погибнет в любом случае. Если же человек в сознании, отстегнуть современный ремень безопасности не представляет никакого труда. Во-вторых,  этот миф развеяли спортсмены-автогонщики (ну кто еще попадает в такое количество аварий на высоких скоростях, переворачивается и горит?). Ни один из них даже мысли не допускает о том, чтобы отказаться от ремней безопасности в гонках. Им, полагаем, можно верить.

 

Аргументы противников ремней на заре их появления были просты - первые ремни безопасности, вплоть до 60-х годов  были действительно неудобны, а их пристегивание было непростым и долгим процессом. Да и сами автоконцерны не всегда горели желанием их устанавливать. Ведь это лишние заботы: проектирование, закупки, установка, тесты, сертификация и так далее. А это означало увеличение цены и падение продаж. Но с возрастанием скоростей и доступности автомобиля практика показала – устанавливать и пользоваться ремнями безопасности жизненно необходимо!
Отметим, что без применения ремня безопасности, при ДТП не спасет даже подушка безопасности. Подушки безопасности, будь то фронтальные или боковые, рассчитаны на определенную нагрузку и «спасают» лишь голову и то – в очень ограниченном радиусе. Поэтому в случае, если человек пристегнут, голова попадает точно в зону срабатывания подушки безопасности. Если же нет, на подушку летит все тело, делая эффект от ее срабатывания нулевым. А то и вовсе - пролетая над подушкой человек, выбивает лобовое стекло и оказывается вне автомобиля.

 

Как передние, так и задние ремни безопасности современных автомобилей – высокотехнологичные и удобные устройства. Они изготовлены из приятного материала, не пачкают одежду, процесс застегивания максимально прост и удобен. Кроме того, они всегда оснащаются системой саморегуляции длины и не стесняют движения человека.

Повсеместное применение все больше находят преднатяжители. Это специальное устройство, которое имеет датчики в передней части автомобиля, аналогичные датчикам подушек безопасности. При ударе о препятствие, датчики замыкают цепь и под воздействием встроенной рамочно-поршневой системы ремни максимально натягиваются. Это полностью исключает «слабину» и случайное провисание. Таким образом, человек оказывается максимально прижатым к сиденью, что минимизирует травматизм, вызванный амплитудой его отклонения. Время срабатывания преднатяжителей около 0.004 секунды, срабатывают они раньше подушек безопасности.

 

В большинстве стран мира использование ремней безопасности является обязательным. В России штраф за не пристёгнутый ремень составляет 1000 рублей. В других странах требования могут быть еще жестче. Например, если в случае ДТП кто-то не был пристегнутым, он лишается медицинской страховки. А это равносильно либо гибели или полному разорению, так как лечиться за свой счет большинству населения просто неподъемно. Именно поэтому летальность на дорогах в цивилизованных странах в разы меньше чем у нас, и уж тем более – в странах третьего мира.

Детский вопрос и ремни безопасности

 

Дети и ремни безопасностиОтдельно стоит остановиться на детских креслах, о которых мы рассказывали в статье: "Как выбрать детское автокресло". Использование ремней безопасности, при приспособленных для этого способах крепления, никак не влияют на безопасность пристегнутого ребенка. Перед покупкой детского кресла обязательно примерьте, сможете ли вы надежно закрепить детское кресло штатными ремнями, так как иногда они бывают банально коротки. Несмотря на очевидную необходимость применения детских кресел, находятся еще смельчаки, а особенно – женщины, которые любят возить малышей на руках. Причем, даже на переднем сиденье. Я, мол, пристегнулась, а ребенка удержу в руках! Опаснейшее заблуждение.

При лобовых столкновениях, инерционная масса тела ребенка увеличивается в десятки раз. И даже 5-ти килограммовая кроха превратиться в 100- килограммовое тело, удержать на руках которое не под силу и силачу. Ребенок гарантированно «улетит» из ваших рук и что с ним будет дальше, не хочется даже представлять.

Ситуации, когда пристегиваться действительно не нужно или опасно


Такие обстоятельства действительно есть, но их очень мало. Так, например, нельзя пристегиваться при езде по льду (и даже нужно держать двери открытыми), по ненадёжным мостам, некоторым горным дорогам и так далее. Но это касается исключительно опасных и экстремальных ситуаций, которые не связаны с большими скоростями и интенсивным движением.

 Какие бывают ремни безопасности

 

Ремни подразделяются на двухточечные, трёхточечные (самые распространенные), многоточечные;  по способу натяжения – с ручной подгонкой (давно не выпускаются и почти уже не встречаются) и автоматическим натяжением (инерционные).
Большинство ремней оборудуется и системой деформации. При критических уровнях нагрузки ремень способен повредить внутренние органы и даже сломать кости скелета. Система работает так - при превышении уровня нагрузки искривляется зубчатая рейка преднатяжителя, способствуя небольшому ослаблению нагрузки.

Из необычного стоит отметить и ремни безопасности со встроенными подушками безопасности. Ими, например, оборудуются некоторые автомобили Lexus, Ford и другие. При ударе подушки раскрываются, гася нагрузку, подобно классическим подушкам безопасности.

Заключение

Ремни безопасности, натяжители и преднатяжители, несмотря на парадоксальность – одноразовые изделия. И хотя об этом мало кто знает, но они подлежат полной замене после аварии и дальше эксплуатировать их запрещено. Поэтому при покупке бывшего в употреблении автомобиля нужно внимательно осматривать сам ремень на повреждения, а в идеале – обязательно снимать кожухи и осматривать механизм натяжителя. Если автомобиль побывал в аварии, механизм будет поврежден или деформирован. Покупать такой автомобиль или нет – решать, конечно, вам. Но жизнь и здоровье, все же бесценны!

Если Вы пристегиваетесь ремнями,то поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях, кнопочки ниже.

Если нет -пеняйте только на себя. В любом случае, оставьте отзыв в комментариях,всем нам будет интересно Ваше мнение.

 


Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля