Лада Эллада

31.08.2013

Лада Эллада

Лада ЭлладаЛада Эллада (Э 2121) -первый электромобиль в РФ запущенный АвтоВАЗом в серийное производство. Думаю, Вы обратили внимание на картинку.Так и хочется сказать: "Девушки -Ладушки". Извините, не удержался, уж очень они хороши с символикой "Лады" на их прекрасных спинках. Пусть же они подарят нам надежду на блистательную перспективу электромобиля Лада Эллада.

Будем считать,что это было небольшое лирическое отступление.

Небольшая партия из 5 автомобилей уже в начале 2013 года была отправлена в Ставропольский край для работы в такси. Как поведет себя Эллада в качестве испытуемого образца, какие возникнут сложности, постараемся по мере поступления информации знакомить Вас в последующих статьях.    Всего по контракту планировалось отгрузить для Ставрополья 100 автомобилей. Пока что конкретных данных по поставкам у меня нет, поэтому не буду читателей вводить в заблуждение и пропущу этот момент.

Прежде чем приступить к техническим характеристикам электромобиля, проведем небольшую экскурсию в историю его создания.

Из истории создания Лады Эллада

 

Разработки электромобилей с разным успехом ведутся во многих автомобильных державах мира.  Давно колесят по дорогам автомобили-гибриды,например, общеизвестные тойотовские "Prius".

Электромобили имеют ряд неоспоримых преимуществ перед газо-жидкотопливными:

  • низкая стоимость «топлива» в виде электроэнергии,
  • экологичность -отсутствие выбросов в атмосферу,
  • улучшенная динамика. Электродвигатель «подхватывает» мгновенно, а максимальный крутящий момент доступен на любых оборотах,
  • бесшумность автомобиля.

Разработки по созданию автомобилей на электрической тяге на АвтоВАЗе ведутся еще с далёкого 1974 года. Первым реально ездящим автомобилем стал «прототип Э11011» вышедший из ворот завода в декабре 1974 года. В следующем,  1975 году, появляется уже реальный электроход - ВАЗ 2801, изготовленный на серийной базе универсала ВАЗ 2102. «Модель 2801» могла проехать 100 км на одной подзарядке, имела никель-цинковую аккумуляторную батарею НЦ-125 (емкостью 125 А/ч, весом в 380 кг). Реальная максимальная скорость электромобиля достигала почти 90 км/ч. В период 1980-1981гг. было выпущено 47 опытных автомобилей.

Далее выпускались  ВАЗ-1801 и ВАЗ-2802-01. Однако главным критическим вопросом всегда была масса автомобилей. Конечно же, из-за веса аккумуляторов. Этот вопрос решался сложно, но инженеры были настойчивы и полны энтузиазма.  Так на свет появились ВАЗ-1111Э (на базе Оки), ВАЗ-2702, ВАЗ «Эльф», ВАЗ «Рапан», Лада Гольф 1002, 1004. Позже была выпущена Лада Рикша и, наконец, в 2002 году, свет увидел  ВАЗ-10031 «Бронтокар».

Все без исключения разработки были работоспособны и успешно колесили по дорогам. Однако в серию, как это часто у нас бывает, не попал ни один автомобиль.

И вот, осенью 2012 года на автосалоне в Москве АвтоВАЗом представлен новый образец электромобиля Лада Эллада на базе Лада Калина.

Проект Lada Ellada, разрабатывающийся с широким привлечением иностранных фирм и специалистов, обошелся в 10 миллионов Евро. В производстве автомобиля, кроме АвтоВАЗа, принимают участие Китай и Швейцария (компании «MES» и «Brusa»).

Характеристики Эллады

Внешность Эллады – копия Лада Калина-универсал, так как автомобиль построен именно на этой базе. Внешних отличий вы не заметите, кроме, разве электрического разъема на месте классического лючка бензобака. В остальном понять что перед вами электромобиль можно разве что по наклейкам, да бесшумному ходу.

В салоне есть, пожалуй, только два отличия от бензинового собрата – амперметр на месте тахометра и джойстик на месте рычага КПП. Джойстик, кстати, имеет всего две позиции – движение вперед и назад.

Под капотом -трехфазный асинхронный электродвигатель переменного тока с жидкостным охлаждением. Вместо КПП – редуктор-вариатор, ну и классический батарейный блок. Последний состоит из 2-х литий-железо-фосфатных аккумуляторных батарей, общей массой в 240 кг.

Таким образом, электрическая начинка автомобиля увеличила его вес до 1215 кг, «приняв» на себя значительные 240 кг.

Вся электрическая двигательная часть автомобиля – импортная. По признанию самих заводчан – причина проста и печальна одновременно – на заводе просто отсутствуют инженерные кадры соответствующего профиля. А весь научно-технический потенциал и наработки советского (как и постсоветского) периода - утеряны.

При этом представители ВАЗа не раз подчеркивали, что к началу выхода в серию все комплектующие будут изготавливаться в России. Слово удалось сдержать лишь частично.

Энергетическая установка автомобиля имеет мощность 60 кВт, что составляет около 80 л.с.

Разгон электромобиля до «сотни» - 13 секунд, максимально заявленная скорость - 140 км/ч.  Неплохой запас  хода в 150 км, тем не менее, не позволяют говорить о полноценности Лады Эллады, как автомобиля на все случаи жизни (как, собственно, и должно быть!).

Ни о каком дальнем путешествии за пределами Центральной России и речи быть не может. Вряд ли ситуацию спасет и тормозная система с системой рекуперации энергии (заряд батареи во время торможения). С такой характеристикой электромобиль, увы, обречен ездить в пределах городской черты и ближнего пригорода, как в клетке. Поэтому перспективы путешествия на электромобилях на море (как и перспективы его продаж в Сибири и на Дальнем востоке) пока представляются весьма туманными. В Центральной же России автомобиль, конечно, смог бы занять свою нишу, если бы не стоимость. Впрочем, об этом позже!

Заправка автомобиля может осуществляться от бытовой сети 220В, с частотой 50 Гц. Она займет примерно 8 часов. По заявлению производителя - срок службы новых батарей будет в пределах 3000 циклов заряд-разряд. В километровом выражении это составит примерно 450 тыс. километров пробега, во временном – около 8 лет. Что ж, если это подтвердится практически – показатели  достойные.

Электродвигатель, бортовая электроника и зарядное устройство разработаны  швейцарскими фирмами «MES»и "Вrusa".  Аккумуляторы -в Китае.

   Технические характеристики:

  • Масса составляет - 1250 кг.
  • Число мест – 5.
  • Разгон до 100 км/ч – 13 сек.
  • Максимальная скорость - 140 км/ч.
  • Тип батареи - литий-железо-фосфатные аккумуляторы.
  • Энергоёмкость батареи - 23 кВт/час.
  • Масса аккумуляторов -240 кг (2×120).
  • Заявленный срок службы - 3000 циклов заряд/разряд.
  • Энергоемкость батареи – 140 км пробега.
  • Время заряда батареи – 8 часов/1,5 часа.

Способ заряда батареи – бытовая электросеть 220В/50Гц/ и станции экспресс-заряда.

Производитель АКБ - ООО «ЛИОТЕХ».

    Цена:

Цена тестовых автомобилей Lada Ellada перевалила далеко за миллион рублей (пока ценник колеблется в районе 1250000 рублей), что, конечно, нереально дорого. Производители надеются на массовое производство, которое по прогнозам снизит цену до 700 тыс. рублей. Однако массовое производство невозможно без предварительных заказов, а спрос при цене в 1,2 миллиона рублей будет стремиться к нулю. Не получился ли это замкнутый круг?

Да и те же 700 тыс. (которых еще нужно достигнуть) – это цена отличных иномарок хорошего среднего класса, микроавтобусов и начального SUV-сегмента, где конкуренция просто дикая. Говорить при такой цене автомобиля об экономии на топливе просто не реально. Значит, покупатель должен быть идейный! А идейному покупателю ВАЗ предложить пока ничего не может. Был бы автомобиль хотя бы в кузове футуристического Lada XRAY,о котором мы подробно писали в этой статье, возможно дело и пошло бы. А покупать невзрачную Калину по цене представительского лимузина или крепкого кроссовера желающих, полагаем, будет очень мало.

   Заключение

В качестве варианта  рассматриваются  дотации от государства по «Зеленой» программе. Уже имеется информация о том, что правительство будет спонсировать до 10% стоимости автомобиля. Однако и это благое дело разбивается о цену – при миллионном ценнике компенсация в 10 и даже 20% мало что решает. При этом первым покупателем нового автомобиля уже стал глава Ростехнологий, скромный миллиардер Сергей Чемезов.

Как вы, возможно, слышали - 100 автомобилей отправятся в Ставрополь в качестве такси. Этот шаг также представляется весьма спорным с точки зрения практической пользы и экономической выгоды. Даже в небольших городах автомобили такси «наматывают» в день значительно больше 150 километров.

Учитывая курортную местность, любопытство туристов, желающих не спеша осмотреть достопримечательности, просто большой наплыв людей, эти 150 км можно «накатать» за полдня. А потом?

8-часовой прикол у электрической розетки? Ведь станций электрозарядки, осуществляемой экспресс-методом за 1,5 часа, у нас пока единицы. Какому предпринимателю нужна такая техника, с таким огромным ценником и столь мизерным финансово-экономическим КПД?

Словом, эксперимент продолжается. Жизнеспособность и рыночная перспектива автомобиля будет, по нашему мнению, целиком зависеть от аккумулятора. Изобретут батарею с ресурсом в 1000 км. – машины станут разлетаться как жареные пирожки. Лишь бы ценник вновь не улетел в заоблачные дали.

А пока – увы. Лада Эллада только на любителя. Извините, на богатого любителя…

С  другими новинками от АвтоВАЗа,  Вы можете познакомиться почитав статьи блога:

"Лада Калина 2",

"Новый Ниссан Альмера",

"Лада Ларгус",

"Лада Гранта", 

Лада Гранта Спорт".

Все мы понимаем,что электромобиль -это будущее автомобильной промышленности. На газе и нефти далеко не уедешь. Хотя мы и обладаем большими запасами этих ресурсов, а что делать с экологией?

Поделитесь своими мыслями по этому поводу в комментариях, статьей с друзьями в соц.сетях. Кнопочки ниже.


Метки записи:   ,
Еще с сайта:
Комментарии к записи "Лада Эллада"
Перейти к форме комментирования
  1. Наверняка в таксопарке будет станция (и не одна) экспресс-заряда батареи, но в крайнем случае, пока водитель обедает, можно демонтировать разряженной батарею и установить заряженную. Ни где ж не написано, что батарея должна заряжаться в самом авто, верно?! А так, на полочку поставили, в розетку воткнули и до утра "не кантовать".
    Да, при этом ресурс батареи выработается в двое быстрей, но машина "заработает себе" на новый АКБ, как ни крути.
    Меня волнует другое: Почему у машины масса, как у бензиновой?
    Все ж понимают, что доп.масса - это потеря энергии!
    Почему нельзя машину облегчить?
    Может даже и кузов сделать из полимера, прозрачной стали, к примеру?

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля