Китайский автопром

07.09.2013

Китайский автопром

Китайский автопром -«Китайское? О нет, спасибо! Лучше не надо…»

Именно такая реакция была почти у каждого из нас еще совсем недавно.

Ассоциация китайского с чем-то дешевым и некачественным была, конечно, неслучайна.

Обувь разваливалась через неделю, магнитофоны горели, рубашки расползались во время стирки, автомобили ....... моторизованные коляски с крышей.

Каков же сейчас - Китайский автопром

Прошло время и очень многое изменилось. Все чаще элитная аппаратура в гипермаркетах электроники имеет шильдик «Сделано в Китае», как, впрочем, и новомодные гаджеты, ювелирные изделия, качественная одежда, промышленное оборудование и… автомобили.

О последнем и поговорим более подробно. Еще вчера словосочетание «китайский автопром» вызывало в лучшем случае ухмылку, подобную возникающей при упоминании нашего, отечественного автопрома.

А уже сегодня мировые лидеры автомобильной индустрии вынуждены признать, что их позиции стремительно падают под беспардонным натиском китайских автомобилей.

Автопром Китая неудержимо движется вперед. Да и качество китайских автомобилей несравнимо с качеством «китайского» 90-х годов! Эти автомобили ездят, ездят неплохо, и ломаются все меньше и меньше.

Но цена!

Она вне конкуренции! В России с китайскими легковушками, джипами и коммерческим транспортом могут поспорить разве что отечественные «чудеса техники», особым качеством, к слову, также не отличающиеся.

Китайский автопром - случайность или закономерность

Взрывной рост китайского автопрома – что это? Случайность, данность, чудо или продуманный шаг по захвату мировых рынков? Хватит ли у Китая «силёнок» для мировой экспансии?

Глобальные и очень амбициозные планы нашего соседа к 2020 году сделать каждый 10-й автомобиль на планете китайским выглядит уже совсем не смешным. Более того, многие мировые лидеры автомобильной промышленности уже сейчас выражают серьезнейшую озабоченность.

В чем секрет экономического чуда Поднебесной?

Оно видится в двух серьезных сферах – продуманной политике на внутреннем и внешнем рынках. Китайцам удается и то и другое, причем с иногда весьма скромным, но все же неизменно положительным результатом.

Китайские машины продаются, продаются успешно и это все вынуждены признать. А значит – растет производство, щедро финансируются разработки и новые технологии. Ну а это, в свою очередь, означает, что китайских автомобилей на наших дорогах становится все больше и больше.

Кроме того, китайцы занялись "неслыханным". Еще десять лет назад невозможно было представить, что Поднебесная начнет «пачками» скупать мировых автопроизводителей!

Чего стоят только известнейшие брэнды, многие из которых являются национальной гордостью своих стран - Hummer, Saab, MG Rover, Volvo… Сделки по покупке мировых лидеров автоиндустрии очень многих аналитиков и простых граждан повергают в состояние шока. Но это уже факт.

Внутренний авторынок Китая

Автомобильная политика внутри Китая очень продумана, взвешена и эффективна. Правительство решило не рисковать и не ориентировать сбыт целиком на внешние рынки – Европу, США, Индию, Россию. И это разумно.

Случись очередной мировой кризис – продажи резко упадут и это тут же скажется на экономике страны. Китайцы пошли по другому пути – приоритетного стимулирования внутри китайского рынка. В этом вопросе, нужно признать, им удалось очень многое.

Внутренний Китай буквально накачан деньгами, и их нужно куда-то вкладывать. Правительство предприняло целый ряд эффективных шагов для стимулирования внутреннего спроса.

Даже в условиях мирового кризиса конца 90-х Китай показывал феноменальный рост продаж автомобилей на внутреннем рынке (до 90%!). И это не случайно, ведь был предпринят целый ряд шагов, способствующих увеличению продаж.

Первая реформа затронула топливный налог. Он был снижен для всех без исключения автомобилей китайского производства, выпущенных внутри страны. Кроме того, он был полностью отменен для малолитражек с двигателем менее 1,6 литра.

Одновременно правительство Китая выделяет огромные деньги на прямое финансирование и поддержку китайских автопроизводителей. Только за три года китайским автоконцернам выделяется больше 2,5 миллиарда долларов.

При этом китайцы и не думают раздувать свой авторынок – по заявлению руководства страны, в Китае должен остаться лишь десяток автопроизводителей, которым и будут ссужаться эти астрономические суммы. Остальные должны исчезнуть!

Естественно, только в результате честной конкурентной борьбы. По оценкам зарубежных аналитиков, сейчас в Китае работает около 20 крупных автозаводов и около 150 мелких производств  и авто-мото-мастерских.

Щедро субсидируются и ставки по кредитам, которых китайские банки только за месяц выдают более чем на 100 миллиардов долларов! При этом банкам в административном порядке запрещено без очень серьезных оснований отказывать гражданам в кредитах.

Сняты ограничения, существовавшие на автомобили, дороже 4,3 тысячи долларов. Напомним, взять кредит на дорогие автомобили было очень проблематично. Теперь все рамки сняты.

Успешно работает программа утилизации. За старый автомобиль положено 700 долларов в виде специального ваучера, гарантирующего полноценную скидку при приобретении нового автомобиля. Сумма, конечно, небольшая, но программа, тем не менее, успешна.

Не забывает правительство и о селе. Сельчан дополнительно стимулируют скидками в 10% на автомобили и 13% на мотоциклы.

Этими приемами стимулирование внутреннего спроса не заканчиваются, уже сегодня что-то будет отменено, а что-то внедрено. Китайцы не стоят на месте и поэтому внутренний спрос растет солидными темпами.

При этом нельзя не упомянуть о возросшей конкуренции. Ведь кроме китайских автомобилей продаются и зарубежные!

Внутренний Китай, набитый долларами – лакомый кусок и завидный рынок сбыта.

Доходит до парадоксов.

Вспомним недавний скандал с американскими автогигантами General Motors, Chrysler и Ford, которые, по заявлению правительственной комиссии Китая, занимались демпингом (продажей по искусственно заниженным ценам с целью укрепления на новом рынке).

Китайцы в отношении иностранных автопроизводителей всегда держат «ухо востро». Пожалуйста, ввозите и продавайте! Но как ввозить и конкурировать при столь мощной поддержке Китаем своих производителей?

Смерти подобно! Поэтому мировой автопром давно не ввозит автомобили, а строит свои заводы и сборочные производства в Китае.

Выгодно всем: автопроизводитель продает свои автомобили внутри страны, причем эти автомобили имеют низкую цену за счет дешевого труда, а наши соседи имеют приток капитала, рабочие места и богатеющее население.

Китайский автопром на внешнем рынке

Пожалуй, все знают, что Поднебесная ничуть не стесняется подворовывать чужие технологии. Без стеснения копируют успешные модели авто и тут же выдают их на мировой рынок под своими брендами, чуть изменив «морду» или поставив другие колесные диски.

И это работает, автомобили хорошо продаются, особенно учитывая их низкую стоимость.

Промышленным войнам пока не видно конца. Западные автопроизводители не хотят пускать китайцев на свои «нахоженные» рынки сбыта. Нет, они не боятся притока китайских разработок. Они боятся притока китайских копий своих брэндов.

А ведь это серьезная проблема. Каждый автолюбитель втайне мечтает купить «Ламборджини» по цене «Жигулей», пусть и без кондиционера и со слабым «движком».

Обесценивание мировых брэндов и пугает Запад. А где обесценивание, там и неизбежный уход с рынка – рано или поздно китайцы будут делать и достойные «Ламборджини» по цене в десять раз дешевле.

По оценке вездесущих японцев, китайские автопроизводители встанут в одну шеренгу с западными автогигантами к 2020 году. Однако, нам представляется, что это произойдет намного раньше. При условии, что китайцы подтянут свое качество.

По оценке независимых экспертов и простых потребителей, качество пока удручает. А " избалованные" качеством европейцы и американцы не привыкли ремонтировать автомобили в гарантийный срок.

Несмотря на то, что поломки случаются со всеми автомобилями, даже стоящими астрономических денег, китайцы в этом плане несомненные лидеры.

Так, на основании собранных данных, европейские аналитики вывели неутешительные цифры – из 1000 китайских автомобилей в первые 1000 километров пробега серьезно ломаются 220. Для европейских и американских автомобилей эта цифра не превышает 90.

Безусловно, слабо верится в такие данные, так как любые рейтинги это элемент политико-экономической игры. Однако, довольно низкое качество продукции пока признают и сами китайцы.

Одной из причин они называют привычку копировать. Копирование отучает думать, конструировать, творить.

Об этом говорил президент крупнейшей китайской компании Beijing Automotive Industry Holding Хэй Сюй, который выступая еще в 2009 году на китайском автофоруме в Чанчуне, открыто заявил: «Наши автопроизводители значительно слабее западных. Мы отстаем в исследованиях, технологиях, дизайне, проектировании, компонентах, брендинге и продвижении...».

Он заявил, что стремление продвинуться с «домашнего рынка» на общемировой потребует приложения значительных усилий от всех, и в первую очередь  - от самих автопроизводителей.

Ворованных технологий и дедовских методов для этого недостаточно. Поэтому в основе современных механизмов господдержки заранее закладывается необходимость авторского производства, развитие инженерной, исследовательской и конструкторской сферы авторынка.

Такие китайские гиганты как Lifan, Chery, Great Wall, BYD, Hafei, Geely, FAW активно вкладывают деньги в исследования и научные изыскания, организуя совместные с западными производителями исследовательские и научные центры, активно приглашают квалифицированных специалистов со всех уголков мира к себе на работу.

Еще одна проблема, порожденная той же самой привычкой копировать – очень низкие показатели безопасности автомобилей китайского автопрома. Это очень большой тормоз для западных покупателей, не привыкших экономить за своей безопасности.

Китайским автопроизводителям в этом плане предложить пока что нечего. Лишь 2-3% всех китайских автомобилей относительно успешно проходят краш-тесты по нормам ЕС.  Остальные – не набирают и по «звездочке», а значит – экстремально опасны при ДТП

Чего стоит только почти анекдотическая ситуация с краш-тестом (испытание на безопасность) седана Brilliance BS6. Как шутили эксперты – манекен встал и в ужасе убежал. Естественно, данный автомобиль продавать в Европе просто запретили.

Несмотря на это, мировые эксперты не отрицают, что китайский автопром  справиться с «детскими болезнями» за пять-десять лет. Не стоит забывать, что западной автоиндустрии - 100 лет, российской –80, а китайской – в лучшем случае 15-20! Есть куда расти, не правда ли?

Если Вы решили приобрести автомобиль китайского автопрома или какого либо другого производителя, ознакомьтесь с статьями блога:

"Покупка нового авто",

"Покупка нового автомобиля в кредит",

"Покупка подержанного автомобиля",

"Проверка автомобиля перед покупкой",

"Спорные ситуации при покупке и ремонте автомобиля".

Буду очень признателен,если поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях, нажав кнопочки ниже, оставите свой отзыв в комментариях.


Еще с сайта:
Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля